Ave, Caesar, morituri te salutant!
В основе гладиаторских боев лежал знаменитый погребальный обряд этрусков: приговоренным к смерти (обычно речь шла о военнопленных) давали в руки оружие и возможность отстоять свою жизнь. Тех, кто храбро сражался на пороге смерти, этруски щадили.
Древние римляне сумели превратить этрусский обычай в целое шоу, настоящую индустрию развлечений. Массовая любовь публики, драматические развязки, игра со смертью и монетизация всех процессов прилагались.
Близ пятидесятитысячного Амфитеатре Флавиев (в наши дни он известен как "Колизей", т.е. "колоссальный", но в Риме его так никогда не называли) все время принимали ставки на бои гладиаторов – импровизированная и еще крайне архаичная "линия" появлялась рано утром, о чем громко объявлял специальный глашатай. Ставки наиболее бедной прослойки населения при этом ограничивались четко очерченным "потолком" - ибо существовали прецеденты, когда проигравшиеся в пух и прах бедняки-лудоманы ставили на кон свою собственную свободу (об этом, в частности, писал известнейший древнеримский историк Публий Корнелий Тацит) или даже атаковали "букмекера", стремясь забрать потом и кровью добытые сестерции. Дабы избежать подобных инцидентов тех, кто принимал ставки, днем охраняла городская когорта, а ночью вигилии — специальная префектура, совмещавшие малосовместимое: профессии пожарников и ночного городского дозора.
Существовало четкое разграничение между ставками для бедных и ставками для богатых. Последние заключали пари прямо в ложах Амфитеатра Флавиев, и там же расплачивались, либо получали выигрыш.
Только за один день боев античные букмекеры принимали огромное количество ставок: например, в 65 году до н.э. Гай Юлий Цезарь представил игры, в которых принимали участие 320 пар гладиаторов. Роспись на события тоже имелась, хоть и не слишком широкая: победит/проиграет/будет ли увечье/будет ли помилован в случае проигрыша.
Domini Factiotum
Когда "генс тогатус" ("народ в тогах", одно из самоназваний римлян) подчинили себе Элладу, щедро оставив при этом самоуправление Афинам и Спарте в знак памяти об их великой боевой славе, то были поражены одним странным обстоятельством. Греки практически не использовали гладиаторские бои, засматриваясь на совершенно незрелищные с точки зрения римлян бег, панкратион и всякую там гимнастику, зато у них были колесничие бега!
Гонки колесниц совершенно очаровали завоевателей и вскоре стали одним из самых востребованных и популярных зрелищ в Риме. Специально для этого дела в столице возвели "Циркус Максимус", "Большой цирк" — огромный ипподром, способный вместить 150.000 зрителей.
Постепенно в Риме возникли четыре колесничие команды, не слишком креативно называемые "Красная", "Белая", "Синяя" и "Зеленая". "Зеленый" гоночный клуб считался самым привилегированным: в нем лично правил лошадьми Нерон, за эти цвета болели императоры Калигула, Гелиогабал и, несколько неожиданно смотрящийся в этом практически сатанинском списке, Луций Вер.
Бедняки проходили на трибуны "Циркус Максимус" бесплатно, и, естественно, деньги, которые они могли потратить на билет, уходили на тотализатор. Пари на скачках заключали члены факций, весьма и весьма своеобразной страты. Факции, или как их еще называли, партии цирка, были приписаны к одной из команд, являясь одновременно и болельщиками, и устроителями соревнований, и букмекерами, и охранниками, и людьми, разруливающими спорные ситуации. Они принимали пари на тот гоночный клуб, который и представляли.
Дальнейшая судьба факциев удивительна. В Византии их стали называть "партиями ипподрома" и из спортивных объединений они эволюционировали в политические партии — так называемые димы.
Nescit plebs jejuna timere
Одомашнивание индийской дикой курицы ни в коем случае не умерило пыл некогда диких петухов. Солдаты древнегреческой армии постоянно следили за петушиными боями, поскольку это, как считалось, воспитывало в них стремление никогда не сдаваться и до самого конца оставаться на поле боя.
В Древнем Риме петушиные бои не пользовались такой популярностью, как, например, битвы гладиаторов или колесничие бега, и вообще считались развлечением для плебеев. Но развлечением настолько массово распространенным, что историк Колумелла, специализировавшийся на благодатной теме сельского хозяйства, упоминал о том, что на ставках в битвах домашней птицы некоторые умудрялись проигрывать целые состояния.
На петухов надевали острые шпоры из кости, а само соревнование могло проходить в двух режимах: матч (один на один) и королевская битва (на арене сразу все, победитель может быть только один). Римляне в основной своей массе вообще презирали это зрелище, считая его достойным только социальных маргиналов и, конечно, не граждан славного Рима. Именно в петушиных боях случалось больше всего конфликтов букмекера с игроками. Частенько организаторы уходили в подполье, дабы не выплачивать определенный процент с тотализатора в пользу государства.
Со всех ставок Рим брал свой процент, а иногда императоры особыми указами вообще запрещали заключение пари. В то же время во время Сатурналия, священного декабрьского праздника в честь бога земледелия Сатурна, Рим не запрещал тотализатор, и более того, не брал процент со ставок. Таким образом, самые крупные суммы в древнеримском гэмблинге крутились именно во время праздника Сатурна, делая именно это божество (наряду с Фортуной, отвечавшей за удачу) любимым у античных лудоманов.
Другие мощные тексты Алекса Маннанова на СТАВКА TV:
Фото: Getty Images.
Нет комментариев