Что происходит?
С конца марта в Минске проходят судебные слушания, касающиеся подкупов представителей спортивных клубов с целью получения прибыли с помощью ставок в букмекерских конторах. О наличии расследования по договорнякам было известно еще с января 2019-го года.
Содержание
Рассматриваются 16 матчей, которые состоялись в период с февраля 2017-го года по январь 2019-го. Большинство из них были сыграны в рамках первой лиги чемпионата Беларуси или Кубка Беларуси. Но две игры пришлись на высшую белорусскую лигу, а еще одна – на волейбольный чемпионат.
Главными обвиняемыми являются Виталий Ланько, Виктор Боровицкий и Денис Осипов. Ланько сыграл шесть матчей за сборную Беларуси, в России же выступал за "Факел", смоленский "Кристалл", "Уралан", "Металлург-Кузбасс", "Спартак" из Нальчика, "Луч-Энергию", белгородский "Салют" и новороссийский "Черноморец". Боровицкий провел долгую, но незаметную за пределами Беларуси карьеру в местном чемпионате. Ланько и Боровицкий еще и родном из одного города – Могилева. Осипов выступал за национальную сборную по волейболу. Все они успели побывать в СИЗО.
Также под следствием 17 разных футболистов. К еще 15-ти игрокам у правоохранительных органов претензий нет как к раскаявшимся и совершившим явку с повинной.
Откуда здесь российский след?
Дело не только в том, что Виталий Ланько немало лет провел в российских минорных лигах.
Во-первых, экс-форвард сборной Беларуси утверждает, что стал посредником в организации договорных матчей для человека из России. Его имя Ланько не знает, так как организатор представлялся по-разному, звонил с разных же номеров или номер вообще не определялся. За деньгами для подкупа Ланько тоже ездил в Россию.
Во-вторых, в двух эпизодах (и оба коснулись высшей белорусской лиги) замешан российский футболист Дмитрий Айдов. Его дело рассматривается отдельно, так как фигурант успел вернуться на Родину. Айдов, выступавший за "Гомель", по утверждению Ланько, сам вышел на организаторов договорняков и уверил в готовности помочь в незаконном обогащении на ставках. За матчи с БАТЭ (0:3) и "Динамо-Брест" (0:6), состоявшиеся в июне 2018-го года, он суммарно получил 22 тысячи долларов. Нет никаких свидетельств того, что Айдов делился с партнерами по "Гомелю" за обеспечение нужных результатов. Если Дмитрий забрал все деньги себе, то оказался рекордсменом среди футболистов по размеру полученных "гонораров".
В-третьих, в феврале 2018-го года в рамках тренировочных сборов на Кипре (дорогое удовольствие для отнюдь не богатого клуба) "Гомель" сыграл подозрительный матч с "Уралом". Белорусы вели 2:0, но после выхода на поле группы "игроков на просмотре" счет поменялся на 5:2 в пользу команды из Екатеринбурга. Некоммерческая организация "Federbet", занимающаяся борьбой с договорными матчами в Европе, зафиксировала подозрительную активность на ставках. "Вероятно, это самые странные ставки, которые я видел. Никогда раньше в моей карьере такого не было", — сказал глава организации Франческо Баранка. Впрочем, подобные фразы итальянец произносит довольно часто.
Какова цена вопроса?
Установлено, что общая сумма взяток для игроков составила 82 500 долларов и 6300 евро. Эти цифры могли бы впечатлить, если не учитывать, что матчей было шестнадцать, а задействованных игроков – больше трех десятков. Вот и белорусское государственное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией утверждает, что организаторы договорных поединков заработали на ставках куда более впечатляющие суммы.
Ланько и Боровицкий получали по тысяче долларов за матч за свое посредничество. Суд считает, что Боровицкий сам делал ставки на них и суммарно "поднял" на 12-ти играх 13 700 белорусских рублей (чуть больше 5600 долларов). Однако Виктор утверждает, что выиграл заметно меньше и зачастую брал договорные встречи в экспрессы.
Что касается футболистов, то их средний "гонорар" за содействие в достижении фиксированного результата составлял ту же тысячу долларов за матч. Иногда – больше (или намного больше, если Дмитрий Айдов действительно забрал все 22 тысячи долларов себе), иногда – меньше. Некоторые "играли на контору" за жалкие несколько сотен долларов.
Впрочем, почему жалкие? Можете представить себе уровень окладов в первой лиге Беларуси, если в главном дивизионе страны не во всех командах получают даже 1000 долларов в месяц! Это не говоря уже о том, что есть случаи длительной задержки зарплат.
По какой схеме работали организаторы договорняков?
Они не придумали ничего оригинального. Работала схема, которая использовалась неоднократно.
Ланько и Боровицкий выходили на знакомых футболистов, капитанов команд или просто опытных игроков, которые пользовались авторитетом в коллективе. Те становились их главными контактными лицами и вовлекали в сговор "надежных" партнеров. Основными помощниками организаторов договорных матчей стали футболисты таких клубов, как "Нафтан", "Лида", "Химик", "Орша" и "Неман-Агро". Также стоит учитывать, что несколько футболистов, которые были контактными лицами или же просто участвовали в подлоге, совершали переходы как раз в рамках указанных клубов.
Курьезы
Даже если деньги переданы, а нужные игроки "заряжены", это отнюдь не означает, что удастся добиться нужного для организаторов договорняка результата. Беларусь здесь исключением не стала. Виталий Ланько дал показания, согласно которым в около 40 процентах случаев необходимый результат обеспечить не получилось.
Бывало, что ставка "заходила" в последний момент и тяжких муках. 22 июля 2017-го года "Нафтан" должен был проиграть кубковый матч "Крумкачам". Но долгое время держался счет 1:1. На 87-й минуте "Нафтан" привез пенальти в свои ворота, но 11-метровый не был реализован. Но на 90-й минуте команда из Новополоцка пропустила такой нужный части футболистов и организаторам договорняка гол.
Интересный случай имел место 24 июля 2018-го года. Защитник "Орши" Алексей Козлов (участник олимпийского футбольного турнира 2012-го года в составе сборной Беларуси) получил 1500 долларов задатка. Его команда должна была в кубковом матче с "Витебском" уступить в первом тайме, а по итогам всего поединка – проиграть с разницей минимум в три мяча. Так и получилось. Соль ситуации в том, что Козлов знал заранее, что даже не попадет в заявку на игру. Но он убедил Ланько и Боровицкого, что договорился с партнерами, и получил всю сумму за свое содействие – 7500 долларов.
Насколько суровыми будут наказания?
Ланько, Боровицкому и Осипову грозят как минимум условные сроки. Стоит отметить, что в 2017-м году по результатам расследования предыдущей волны договорных матчей в белорусском футболе главные виновники получили по три года лишения свободы.
Белорусская федерация футбола (АБФФ) свои санкции уже применила. Представителей "Нафтана" Алексея Сучкова (восемь матчей за сборную Беларуси в качестве игрока; также он провел две игры за ярославский "Шинник") и Валерия Белявского пожизненно отстранили от любой деятельности, связанной с футболом, и объявили персонами нон грата.
Остальные футболисты получили дисквалификации от одного года до трех лет и денежные штрафы.
Сейчас АБФФ решает, как наказать тех 15 раскаявшихся футболистов, к которым у следствия претензий нет. Среди них находится 22-летний защитник Захар Волков. В 2017-м он выступал за "Нафтан" и получил 1450 долларов за содействие в обеспечении нужного результата в упомянутом кубковом матче с "Крумкачами". Волков не отрицает, что знал о подлоге и за что ему дали деньги, но не совершал сознательных действий, которые помогли бы сопернику победить. Далее карьера Захара пошла по восходящей – переход в БАТЭ, попадание в символическую сборную по итогам одного из туров Лиги Европы сезона-2018/2019, дебют в национальной сборной.
Но, похоже, и Волкову вряд ли стоит рассчитывать на снисхождение футбольных инстанций. Ведь 2017-м году АБФФ выписала двухлетние дисквалификации даже тем игрокам, которые проходили по делу о договорных матчах в качестве свидетелей.
Отрада для провинившихся футболистов – бан будет действовать только на территории Республики Беларусь.
Другие материалы Игоря Яслика про резонансные договорняки на СТАВКА TV:
Фото: Прессбол, Tyt.by
Нет комментариев