Механизм использования полноценного клуба в минорных лигах для развития собственных игроков в североамериканском хоккее именуется структурой «фарм-клубов». С недавних пор эта система прижилась и у нас. Попробуем разобраться, зачем это игрокам, командам и как это устроено.
Что такое фарм-клуб
Фарм-клуб – это резервная команда, которая является частью структуры главного клуба и используется для подготовки и замены игроков.
Для подготовки игроков к выступлениям в основной команде в североамериканском спорте давно пришли к взаимовыгодному решению. Для спортсменов, тренеров и менеджмента будет правильнее начинать с поэтапного развития в похожих условиях, но с меньшим грузом ответственности и постепенно нарастающими нагрузками. Таким образом, в НХЛ сформировалась структура фарм-клубов, которая есть и в других лигах США. Постепенно подобный опыт был признан оптимальным и перекочевал в другие страны. Рассмотрим чуть подробнее эту систему.
Как это работает в НХЛ
Форвард «Колорадо Эвеланш» Габриэль Ландеског из-за тяжелейшей травмы пропустил больше двух лет и для набора игровой формы перед полноценным возвращением на лед в текущем розыгрыше Кубка Стэнли провел одну игру в составе клуба «Колорадо Иглз» в АХЛ. Увидеть полноценную звезду в минорной лиге – это довольно редкое явление, и арена в Ловленде была заполнена до отказа.
Это лишь один из примеров того, как работает система фарм-клубов в НХЛ, причем довольно редкий, но крайне показательный. Само по себе наличие сопутствующей команды не является обязательным условием для клубов лиги, но все этим пользуются. Причем они вовсе не должны находиться в одном штате и имеют исключительно договорные отношения. Команда АХЛ может и не являться зависимой структурой для НХЛ, и также имеет право менять клуб-ментор. Всё построено на взаимовыгодном сотрудничестве. Бывают и исторически сложившиеся связи, которые не меняются десятилетиями: «Чикаго» – «Роксфорд», «Коламбус» – «Кливленд», «Калгари» – «Стоктон» и так далее.
Тренерским штабам клубов выгодно иметь под рукой целую плеяду игроков различного амплуа, к услугам которых можно прибегнуть в случае травм хоккеистов основного состава. Они всегда в игровом ритме и готовы залатать дыру в составе. Также система используется для более деятельной подготовки новичков. Молодые игроки, выбранные на драфте, не всегда готовы к равноценным баталиям со взрослыми, и постепенный прогресс на сопоставимом уровне – отличная возможность для игроков вырасти в профессиональном плане, а для тренеров пристальнее приглядеться к новичкам. Любые перемещения между лигами при этом оговариваются индивидуальными условиями контрактов игроков и сопряжены с финансовой стороной вопроса. Добившись определенного статуса, хоккеист вполне может включить в договор условие о запрете на ссылку в фарм-клуб.
Тем не менее исторически подобная система доказала свою эффективность в Северной Америке. Патрис Бержерон, Брэд Маршанд, Микко Рантанен и Марк Стоун стали полноценными звездами НХЛ, но начинали карьеры именно в АХЛ. Не обошло стороной это и российских хоккеистов: Никита Кучеров и Андрей Василевский провели в минорной лиге 54 матча на двоих.
Зачем это клубам КХЛ
Клуб ВХЛ «Торпедо-Горький» всего в нескольких шагах от звания чемпиона России по хоккею. Нижегородцы играют в финальной серии Кубка Петрова с воскресенским «Химиком», и после четырех матчей в финальной серии счет ничейный – 2:2. При этом немалый вклад в успех коллектива вносят Антон Силаев и Никита Артамонов – игроки клуба КХЛ «Торпедо».
Сразу после довольно быстрого вылета из Кубка Гагарина хоккеисты оказались в другом нижегородском клубе. У многих российских болельщиков возник резонный вопрос: честно ли это? На фоне эмоциональной дискуссии стоит немного охладить пыл и вернуться к сути фарм-клубов. Хоккеисты играют на основе собственных контрактов и, если это оговорено условиями, вполне могут перемещаться между лигами в любом направлении. Для этого структура и была создана, и ничего предосудительного в этом нет.
Не у каждого клуба КХЛ есть свой фарм-клуб в ВХЛ, и точно также возможна обратная ситуация: чемпионом России может стать клуб, не имеющий связи с командой-ментором. Эта система сформировалась в России далеко не сразу, но постепенно развивается и крепнет. Причем некоторые взаимосвязи имеют довольно устойчивый характер: ЦСКА – «Звезда», «Автомобилист» – «Горняк-УГМК», «Спартак» – «Химик» и далее по списку.
Поэтапный профессиональный рост хоккеистов невозможен без перехода на новый уровень. В МХЛ возможность играть ограничена возрастом, но не все по его достижении способны сразу выступать на сильнейшем уровне. Для многих ВХЛ становится очередным этапом в карьере, вовсе не ограничивающим дальнейшее продвижение. Новоиспеченный обладатель Кубка Гагарина в составе ярославского «Локомотива» голкипер Даниил Исаев два года провел в «Молоте», набираясь опыта. Артем Лукоянов до игры за «Ак Барс» четыре года выступал в составе «Нефтяника», Дмитрий Кагарлицкий привлек своей игрой за «Крылья Советов».
Фарм-клубы – это необходимый элемент для развития игроков, взаимовыгодный для хоккеистов, тренеров и менеджеров. Партнерская система между командами будет только крепнуть в России с течением времени и приносить пользу всем участникам. Она зарекомендовала себя с положительной стороны за океаном и будет важной частью формирования составов для клубов КХЛ.
Нет комментариев