За последние пару лет участились случаи с допинг-скандалами. Это касается не только мира тенниса. Возьмем хотя бы недавний казус с Михаилом Мудриком. Игроку футбольного клуба «Челси» грозит дисквалификация от футбола сроком до четырех лет. И таких примеров можно привести немало.
Содержание
В конце прошлого года мир тенниса потрясли два известия: первые ракетки в мужском и женском разряде провалили допинг-тест.
Казалось бы, событие немыслимое. Любому игроку в любом виде спорта провалить допинг-пробу означает чуть ли не завершить карьеру, ну или остановить ее на пару лет. А много ли тех, кто смог вернуться после дисквалификации за допинг на хотя бы прежний уровень? Пересчитать можно по пальцам одной руки.
Тем удивительнее было наблюдать за тем, как обстояли дела у Янника Синнера и Иги Швентек. Новость о том, что первые ракетки мира провалили допинг-тест, облетела все новостные хроники, и казалось, что наказание неизбежно. Об этом более детально поговорим позже, а пока давайте разберем хронологию событий.
С чем и как попались теннисисты?
Начнем с Янника Синнера. Именно итальянец первый из двух провалил допинг-тест. Хронология событий была примерно следующей: физиотерапевт теннисиста порезал палец – намазал Синнера мазью итальянского производства (этот факт действительно подтвержден. Однако необходимо сделать важную ремарку: в мази содержится клостебол, а на упаковке отчетливо виднеется знак для каждого спортсмена – допинг) – втирание мази, разумеется, производилось не в перчатках – итальянский теннисист страдает дерматитом, это приводит к бесконтрольному чесу спины, вследствие этого образуются микроповреждения. Как итог, запрещенный препарат в крови.
Версия Иги Швентек звучит еще более правдоподобно. Польская теннисистка не первый год испытывает проблемы со сном – купила препарат мелатонин, продающийся без рецепта (чек присутствует) – чудесным образом препарат содержал триметазидин (его в составе нет) – проверка партии подтвердила факт того, что препарат был загрязнен тем самым веществом, которое, к примеру, сломало карьеру российской фигуристки Камиле Валиевой.
Поражает тот факт, что между этими историями пару месяцев разницы. Роковая ошибка, произошедшая с лучшими игроками планеты со столь мизерной разницей во времени, более чем настораживает. Куда больше этого удивляет реакция на произошедшее.
Каким санкциям подверглись игроки?
Ответ на этот заголовок, по сути, должен состоять из одной фразы «никаким». Однако пояснить стоит.
Янник Синнер за две положительные допинг-пробы не получил даже временной дисквалификации. Более того, речи о том, чтобы отстранить итальянца от турниров (и уж тем более лишить полученных титулов), даже не велось.
У Иги Швентек ситуация была более обостренной. Получив положительную пробу двенадцатого сентября, федерация женского тенниса попросила (важно подчеркнуть именно это слово) польскую теннисистку не принимать участие в официальных соревнованиях на время разбирательства.
Видимо, именно формулировка «попросила» явилась причиной того, что Швентек полностью проигнорировала всякие требования и, несмотря на всё случившееся, выступила на итоговом турнире WTA. А позже еще и на Кубке Билли Джин Кинг. Да, ни в одном из соревнований бывший первый номер рейтинга не блеснула, однако факт остается фактом.
Такая лояльность и пассивность невозможны в большинстве любых других видах спорта. Как правило, действует правило: «Поймали — либо признай свою вину, либо доказывай свою невиновность». И разбирательства у некоторых спортсменов затягиваются на месяцы, а у кого-то на годы. Разумеется, что спортсмены, «попавшиеся» на допинге, не имеют и малейшего права принимать участие в международных соревнованиях.
Почему подобный инцидент был возможен в мире тенниса?
Ответ на этот заголовок можно дать словосочетанием «коммерческая выгода». Полностью независимыми от деятельности ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство) раньше считались американские ведущие лиги: НБА и КХЛ.
В действительности, теннис (особенно за последние несколько лет) тоже можно отнести к этим организациям. Теннисные международные организации – это свой мир, в котором существуют свои правила.
Решение по различным допинг-ситуациям принимают исключительно эти организации, разумеется, отталкиваясь от своих планов и интересов. Терять ведущих игроков — значит нести коммерческие потери. Абсолютно всем понятно, что никто из представителей теннисных организаций не желает нести потери. ВАДА пригрозить чем-либо миру тенниса не в силах. Исключение из Олимпийских игр выглядит смешно на фоне отношения теннисной аудитории к данному виду соревнований.
Подобного рода вывод наводит на определенные мысли. Становится очевидным, что в ближайшее время при подобном отношении блюстителей теннисного мира мы не увидим изменений. Игроков топ-уровня так и не будут дисквалифицировать (пока они выгодны организации), а банить игроков среднего класса будут хоть на пожизненно.
Исключением могут стать случаи, подобные тем, что произошли с Марией Шараповой. Российская теннисистка сама на всеобщее обозрение рассказала о нарушении ей допинг-требований. Но все-таки хочется отметить, что случай с Шараповой парадоксальный. Представить, что это может произойти с кем-то в ближайшее время, не представляется возможным.
Какова реальность на события теннисистов?
Практически каждый игрок заявил, что такое поведение по отношению к Синнеру и Швентек возмутительно и стоило бы наказать спортсменов.
Первую яркую реакцию выдал голландский теннисист Тэллон Грикспор. Он один из первых прокомментировал допинг-скандал Янника Синнера:
«Дело очень странно рассматривалось. Но он приносит много денег, а два главных человека в ATP тоже итальянцы».
Также Грикспор отметил важную деталь, сравнив дело Синнера с эпизодом, произошедшим с Симоной Халеп. Румынская теннисистка ждала несколько лет допуска к международным стартам. Хотя в ее случае ситуация была еще более понятна, чем у итальянца.
Ярче всех, как обычно, высказался Ник Кириос. Австралиец в буквальном смысле раскритиковал Синнера и Швентек, а также прошелся по руководящему составу ATP и WTA:
«Хорошо, [Синнер] первая ракетка мира, замечательный игрок. Я никогда этого не отрицал. Я просто считаю, что отношение ко всем должно быть одинаково честным. А в нашем спорте поступают ужасно. Два первых номера мирового рейтинга, попавшихся на допинге, – это отвратительно для нашего спорта. Это ужасно. Честность тенниса сейчас ужасна, и все это знают, но никто не хочет об этом говорить. Это на самом деле ужасно. И это ненормально».
Многие другие теннисисты также высказались с критикой Синнера и Швентек. Теннисные болельщики по всему миру с большими претензиями отнеслись к первым номерам рейтинга. Наиболее очевидно это наблюдалось на турнирах, где болельщики освистывали своих вчерашних кумиров. Исключением стал только итоговый турнир в Турине, где публика поддержала своего соотечественника (речь про Янника Синнера).
Какие выводы мы можем сделать из этих историй?
Как мы говорили выше, теннис — это во многом отдельная история. Если спортсменов в большинстве видов спорта крепко прижимает ВАДА, то в большом теннисе эти законы не работают.
Дабы не потерять свои деньги, теннис будет оправдывать своих самых именитых игроков. В то время как другие виды спорта безжалостны даже к своим самым ценным спортсменам.
Пока в большом теннисе федерации оформляют экспресс-спасения своих «светил», в других видах спорта спортсмены годами оправдывают свою невиновность. И чаще всего проигрывают.
Пользуйтесь бонусами и специальными предложениями от букмекерских контор. Акции доступны всем поклонникам тенниса.
Нет комментариев