На азиатском чемпионате мира 2002-го года сборная Южной Кореи (официально – Республика Корея, но нам уж так привычнее) сенсационно заняла четвертое место, установив величайшую планку для представителей своего континента. Все бы ничего, но уж больно откровенно подопечных Гуса Хиддинка тащили по сетке. Самими вопиющими стали поединки "Азиатских тигров" против сборных команд Италии и Испании: рефери откровенно сделали все, что в их силах, дабы хозяева ЧМ шли дальше по сетке, а европейские сборные отправились домой.
И вот как раз на судьях мы и остановимся подробнее.
Южная Корея – Италия 2:1 (д.в.)
Стадия: 1/8 финала
Арбитр: Байрон Морено (Эквадор)
Кратко о матче: корейцы устроили "Скуадре Адзурре" настоящий сплэттер-ад с отрыванием ног, а при случае и других конечностей, в духе "Пилы". Взбешенные итальянцы постоянно сигнализировали о нарушениях, но азартный толстячок Байрон Морено, не всегда оказывавшийся близко к мячу, игнорировал все их попытки выйти на вразумительный контакт.
Уже на пятой минуте в ворота итальянцев был назначен одиннадцатиметровый удар, но Джанлуиджи Буффон справился c невнятной попыткой Ан Джон Хвана. В дополнительное время эквадорский человек в черном удалил споткнувшегося Франческо Тотти, после чего итальянцы включили вице-чемпионов Европы и Дамиано Томмази забил-таки второй мяч в ворота Южной Кореи. К вящему удивлению всего мира, Морено вновь вмешался и отменил этот гол – позже он обвинит во всем лайнсмена, просигнализировавшего офсайд.
За три минуты до конца дополнительного времени Ан Джон Хван выполнил контрольный выстрел прямехонько в итальянское сердце – и "Скуадра Адзурра", утопая в слезах, улетела в Рим.
На следующий день "шапки" центральных итальянских изданий были преисполнены гнева и печали, отмечая судейство Байрона Морено, откровенно свистевшего в одну сторону. Шок итальянцев был настолько силен, что Лучано Гауччи, владелец "Перуджи", за которую выступал Ан Джон Хван, расторг контракт с футболистом, заявив: "Я не буду платить человеку, разрушившему итальянский футбол".
А рефери продолжал работать в эквадорской Серии А, где с его участием проходил целый сонм странных матчей – появились подозрения, что арбитр ставит деньги на исходы тех поединков, которые сам и судит, самостоятельно обеспечивая результат. На волне всяческих нелицеприятных слухов Байрон Морено закончил карьеру футбольного арбитра, после чего зажил на широкую ногу ("Слишком широкую", - как отмечали эквадорские СМИ), купил новый автомобиль, особняк, а жену сменил на молодую любовницу.
В 2006-ом году аргентинская Ole опубликовала материал, опускающий Байрона Морено ниже уровня городской канализации: в частности, там говорилось о том, что реф оказался настолько зависим от ставок, что, в частности, "вложил деньги" в победу Южной Кореи над Италией (Ole отмечала, что за викторию "Азиатских тигров" эквадорец еще и сорвал куш от корейских миллиардеров). Резонанс от публикации получился настолько мощным, что FEF (Эквадорская федерация футбола), угрожая судом, призвала Ole удалить результаты журналистского расследования.
В сентябре 2010-го года Байрона Морено задержали с 6 кг героина, хитрыми способами прикрепленными к нижнему белью. Ему грозило до 20 лет тюрьмы, но получил он только 30 месяцев – и, опять же, по слухам, на столь ничтожный срок бывшего судьи повлияли авторитетные люди из ФИФА.
Южная Корея – Испания 0:0 (5:3 – по пенальти)
Стадия: 1/4 финала
Арбитр: Джамаль аль-Гандур (Египет)
Но еще более топорным способом хозяев мирового форума за уши протащили в полуфинал. Матч Южная Корея – Испания обслуживал Джамаль аль-Гандур, считавшийся на тот момент одним из лучших африканских рефери: в четвертьфинале ЧМ он вытер ноги о собственную репутацию.
Южнокорейцы снова продемонстрировали жесткость на грани жестокости, но "Красная фурия" сумела забить два чистых гола, тут же, правда, отмененные главным арбитром. Кроме того, бригада судей свистнула несколько ложных офсайдов в те моменты, когда Испания имела очередной шанс на взятие ворот. В концовке матча Гандур ласково обнял Хиддинка – победитель игры все еще не был выявлен, и чрезвычайно милое общение между главным рефери и главным тренером корейского коллектива вызвало крайнее раздражение сборной Испании.
И это раздражение никуда не делось и после финального свистка скоро прошел. По окончании серии пенальти Иван Эльгера и еще несколько пиренейских футболистов поджидали Гандура и его помощников в подтрибунном помещении с весьма и весьма прозрачными и столь же прозаическими намерениями, и лишь вмешательство службы безопасности ЧМ предотвратило конфликт, который вполне мог закончиться мордобоем. Центральная испанская газета Marca вышла с заголовком "Грабеж!"
Для Джамаля аль-Гандура эта игра стала последней на международном уровне. Позже, после окончания судейской карьеры, он был замечен на руководящей должности в каирском представительстве южнокорейской компании Samsung.
В 2015-ом году Департамент юстиции США, проводивший разбирательства относительно коррупции в ФИФА, установил следующий факт: Гандура на матч Южная Корея – Испания лично назначил Джек Уорнер, в 2002-ом году возглавлявший КОНКАКАФ. Этот человек считается самым наглым и беспринципным среди всех чиновников ФИФА в истории. Не вызывает сомнений: если куш снял Уорнер, снял и Гандур.
Венгерское ТВ делало серию тематических репортажей с черным букмекером Уилсоном Раджем Перумалом, и относительно матча Южная Корея – Испания он прямо сказал: "Ну, конечно, в этой игре арбитра зарядили. Поверьте мне, реф никогда не принимает сразу несколько спорных решений в пользу лишь одной команды, если за этим кто-то или что-то не стоит. Судья, просто делающий свою работу, наоборот пытается выправить ситуацию: если он понимает, что в каком-то эпизоде был слишком строг к одной из команд, то в другом случае он будет к ней более лоялен. Но когда человек со свистком свистит только в одну сторону, то тут двух мнений быть не может".
Фото: AP, Reuters.
Нет комментариев