В 2016 году ATP и WTA создали специальную комиссию, которая должна была вести борьбу с договорными матчами и выявлять их отличительные признаки. В том же году власти Испании произвели первые аресты профессиональных теннисистов, самый мастеровитый из которых занимал 800+ строчку рейтинга. Всего тогда допросили шестерых спортсменов: все они входили в синдикат, зарабатывающий до 500.000 евро в год. Сумма ничтожная для колоссов мирового тенниса, но огромная для спортсменов, замыкающих первую тысячу рейтинга.
В 2018 году полицейских попалась уже рыбка покрупнее: в Барселоне был арестован местный теннисист Марк Форнелл Местрес, никогда не входивший в ТОП-200. Он начал давать признательные показания – именно таким образом их темных вод черного гемблинга удалось выудить преступную корпорацию, работавшую в семи странах и получающую порядка 4 миллионов евро в год благодаря теннисным догам. Оказалось, что "черные букмекеры" организовали на менее 73 договорных матчей, работали с 2014 года системой запугиваний и поощрений, и контактировали, как минимум, со 135 теннисистами.
Во главе структуры стояли граждане из Армении, поэтому испанские СМИ писали про "армянскую мафию". Штабы организации находились в Испании и Бельгии, а в расследовании, кроме правоохранительных систем этих стран, участвовала немецкая полиция и даже ФБР. Из всех спортсменов, сотрудничающих с "армянской мафией", выше всех стоял теннисист, входивший в тот момент в ТОП-30: его имя не раскрывается до сих пор.
Самое интересное, что показания Форнелла Местерса не позволили дисквалифицировать кого-либо из теннисистов… кроме него самого.
Форнелл Местрес сказал, что доги в большинстве своем играют на мелких турнирах, а за проигранный гейм мафия платила до 1.000 евро. Как отреагировали ATP и WTA? Начали ограничивать передачу лайв-данных в мелких турнирах – просто для того, чтобы на них нельзя было грузить деньги. В теннисе слишком легко сыграть дог, ставку можно зарядить на столь незначительное событие, что зрители подумают о том, что игрок попросту ошибся – а ошибаются, в конце концов, все, даже Федерер с Надалем.
Беда тенниса состоит в том, что нельзя контролировать каждого теннисиста, а уж за теми, кто находится за пределами первой сотни, обычно толком и не осуществляется никакого надзора.
Таким образом, на первый план выходят организации, контролирующие перегруз аномальных ставок. Если, например, в одном из "Челленджеров" заряжают 100.000 евро на двойную ошибку какого-либо из спортсменов – это, естественно, очень странно. "Черные буки", впрочем, тоже об этом знают, поэтому бьют "заряд" на несколько мелких, которые не вызывают подозрений и играют сразу в нескольких БК.
Проблема еще и в том, что тот, кто расскажет о догах, может стать персоной нон-грата – именно это произошло с аргентинским атлетом Марко Трунжеллити. В 2015 году ему написал человек, сообщивший, что он нашел Трунжеллити спонсора. На встрече аргентинцу прямым текстом сказали, что люди представляют организацию, организующую доги, и что они ищут теннисистов, которые эти доги готовы играть за очень хорошее вознаграждение: до 3.000 долларов за матчи на "Фьючерсе", до 10.000 на "Челленджере", до 100.000 на ATP. Ему назвали 8 имен аргентинских и иностранных теннисистов, которые уже работают в этой системе.
Шокированный Трунжеллити связался с Tennis Integrity Unit, занимающейся антикоррупционной деятельностью в теннисе и слил им все восемь имен, а также спрашивал совета, что делать дальше. Агент TIU посоветовал делать скриншоты сообщений, но не отвечать на них. В то же время Трунжеллити начал получать угрозы от тех коллег, которых он сдал TIU – они называли его стукачом, информатором и будущим трупом.
Более того, в Аргентине от него отвернулись и простые болельщики: "Ты просто не дал нашим парням заработать чуть больше, чтобы они могли кормить свои семьи!"
В результате Трунжеллити с семьей переехал из Буэнос-Айреса в Андорру, а количество договорных матчей в теннисе с каждым годом только увеличивается.
Фото: Reuters.
Нет комментариев