"В свете происходящих событий, связанных с коронавирусом, после консультаций с медицинскими экспертами и совещания с советом директоров лига объявляет об остановке сезона, начиная с сегодняшнего дня. Наша цель – снова играть, как только это будет уместно и разумно, чтобы мы смогли завершить сезон и вручить Кубок Стэнли победителю. Мы благодарим болельщиков за терпение и надеемся, что вы будете здоровы".
Это слова Гэри Беттмэна, комиссара НХЛ, лишь подтвердившие неотвратимое — хоккейный сезон за океаном закончен. Когда он будет возобновлен и будет ли вообще — большой вопрос.
Интересно другое: век назад Кубок Стэнли тоже так и не нашел своего победителя и тоже по причине ужасной пандемии.
В регулярном сезоне 1918/19 легендарный голкипер "Монреаль Канадиенс" Жорж Везина отметился первым вратарским ассистом в истории лиги, НХЛ ввела синие линии, разрешила пасы с применением коньков, малый штраф составлял 3 минуты, а большой — 5. В Северной Америке играли в хоккей на фоне страшных вестей из Европы — едва на Старом континенте отгрохотала Первая мировая война, как тут же началась эпидемия "испанки".
Так называли самую массовую пандемию гриппа за всю историю человечества. Первой испанский грипп на себе испытала, собственно, Испания (хотя страна и не являлась первичным эпидемическим очагом) — отсюда и название. В послевоенной Европе с ее тотальной антисанитарией, массовой миграцией и лагерями беженцев новая болезнь становилась смертельной.
В отличие от современного коронавируса, испанский грипп крушил молодых, поскольку характеризовался цитокиновым каскадом, потенциально летальной реакцией иммунной системы. Миллионы умирали одинаково: захлебывались кровью, наполнившей их легкие. Мир охватила массовая истерия — за какой-то год "испанкой" заразились 550 миллионов человек. Умерло приблизительно 50-100 миллионов человек (подсчеты в некоторых странах оказались затруднены или вовсе невозможны), то есть до 5% населения Земли.
В Северную Америку испанский грипп завезли китайские рабочие. В США и Канаде людям советовали сидеть по домам, ни с кем не контактировать и избегать рукопожатий.
Кубок Стэнли разыгрывался с 1893-го года, и в то время чемпион НХЛ ("Монреаль Канадиенс") должен был биться за трофей с победителем PCHA, Хоккейной ассоциации Тихоокеанского побережья ("Сиэтл Метрополитенс"). Все матчи проходили в Сиэтле и после пяти игр счет в серии был 2-2 (в четвертом поединке после двух овертаймов на табло горели нули). Решающая игра, таким образом, должна была состояться 1 апреля 1919-го года, но "испанка" к тому времени уже добралась до штата Вашингтон.
Пятерых хоккеистов "Монреаль Канадиенс" в срочном порядке госпитализировали. Бывший борец, а затем – предприниматель и владелец "Хабс" Джордж Кеннеди заболел настолько серьезно, что не мог подняться с больничной койки и к нему из Монреаля в экстренном порядке прилетела жена. Кеннеди предложил отдать Кубок Стэнли "Сиэтлу", поскольку "Монреаль" мог отправить на лед лишь трех хоккеистов. Тренер "Метс" Пит Малдун отклонил это предложение: "Мы – не выиграли. Вы — не проиграли". Кеннеди станет лучше, но свой локальный бой он выиграет с осложнениями и уйдет из жизни два года спустя, в возрасте 39 лет.
А вот защитнику канадской команды Джо Халлу лучше не стало — грипп перетек в пневмонию, с которой уже не мог справиться ни его организм, ни медицина. "Плохой Джо" умер 5-го апреля, и конечно, команды уже не могли думать о хоккее. Кубок Стэнли остался без победителя.
Около цифр "1919" на Кубке красовалась пустота, и лишь в 1948-ом году, во время редизайна трофея, там выгравировали памятную надпись о том, что серия между "Монреаль Канадиенс" и "Сиэтл Метрополитенс" осталась незавершенной.
Навсегда.
Нет комментариев