В Испании подкуп соперника называют "портфельным бизнесом". В качестве аллюзии выступает портфель, набитый купюрами. На Пиренеях так долго рассчитывались наличкой, а внутрикорпоративный круг являлся настолько закрытым, что долгое время испанские лиги даже ставили в пример – вот, дескать, где все чисто и нет никаких мутных дел. Ставки на матчи не проседали, а ядовитая информация находилась внутри клубка змей. О некоторых подкупах клубов знала даже Федерация: например, как тринадцать лет назад спасся "Атлетик", одна из трех так называемых классических испанских команд (то есть клубов, никогда не покидавших Примеры, именно поэтому поединки между ними и зовутся Эль Класико).
La Razon, шестая по популярности газета Испании, рассуждая на тему коррупции, предсказуемо акцентирует внимание на клубах, бьющихся за выживание в Примере, и командах, которые рвутся из Сегунды в элитный дивизион – именно там, в пылу вечной борьбы, скрытые даже от зорких глаз СМИ, и осуществляются основные "портфельные операции".
Типичная ситуация выглядит так. Одна команда, пусть, к примеру, некая "Виктория", имеет шансы на повышение и выход в Примеру. В одном из последних туров ей предстоит сыграть в гостях с крепким середняком, назовем его "Химнасия". Капитан "Виктории" перед поединком встречается с капитаном "Химнасии" и предлагает соперникам 100.000 евро – как говорится, за отсутствие мотивации. Последний зондирует почву в своем ареале и сообщает, что команда готова "лечь" за 150.000, но вот есть проблема с вратарем Хосе Игнасио – ну, не хочет он поддержать дружный коллектив игрой в поддавки. Капитан "Виктории" связывается со своим президентом, после чего немедленно вносит новое предложение: 120.000, а Хосе Игнасио летом перейдет в "Викторию" и будет выступать в Примере.
И все довольны.
Баскский наставник Мигель Анхель Лотина, бравший Кубок Испании с "Эспаньолом" и Кубок Интертото с "Депортиво", множество раз сталкивался с предложениями о подкупе матчей. Когда все поняли, что с Лотиной разговаривать на эту тему бесполезно, стали потихоньку выходить на контакт с его футболистами.
"Игрокам я всегда говорил так, – любит вспоминать энтренадор. – Сегодня ты получишь эти деньги и ешь хлеб, но с завтрашнего дня и до конца жизни ты будешь жрать дерьмо. Эта грязь останется с тобой всегда, до самой смерти".
Но судя по всему, многие и многие испанские тренеры и функционеры не разделяют мнение баскского тренера.
В конце девяностых "Эркулес" начал контролировать строительный магнат Энрике Ортис. В сезоне 2009/10 команда деловито пошумела во втором дивизионе и практически всю темпораду шла на второй позиции, что обеспечивало ей прямой выход в "вышку", но весной случился необъяснимый надлом. Он характеризовался хрестоматийным спадом: коллектив из Аликанте не мог одержать победу в семи матчах подряд (пять поражений) и скатился на пятое место в Сегунде.
Долги клуба составляли 15 млн евро, и пролет мимо Примеры означал бы банкротство. Тогда Ортис решил действовать. Доказано, что он предлагал деньги "Саламанке" (4:0 дома), "Кордове" (4:0 дома), "Жироне" (1:1 в гостях) и "Рекреативо" (0:0 в гостях). Записи телефонных разговоров свидетельствуют о том, что "Саламанка" отказалась от вознаграждения в размере 150.000 евро, но все равно крупно проиграла. "Кордове" Ортис предложил 300.000 евро, но попал под коллективную абдикацию "Халифов". Тогда владелец "Эркулеса" связался с вратарем "Кордовы" Раулем Навасом.
В телефонном разговоре с неизвестным Ортис утверждает, что Рауль Навас взял деньги и с достойным лучшего применения хладнокровием выполнил грязную работу – например, в случае с первым голом Тоте на седьмой минуте, голкипер сознательно раскрыл ближний угол.
Явно существовавшая махинация предсказуемо вызвала решительный интерес "Бетиса": в высший дивизион выходили три команды, а клуб из Севильи как раз финишировал четвертым.
Но в следующем сезоне в Примере дивизионе все равно выступал "Эркулес", а не "Бетис".
Но все это оказалось цветочками, когда в середине десятых громыхнуло так громыхнуло. Началось "Дело "Осасуны" – один из самых громких коррупционных скандалов в истории испанского футбола. Почти столетняя история "Осасуны" вкупе с ее бесхитростным игровым стилем и ярким волевым характером всегда вызывали уважение к этой маленькой команде, имеющей тенденцию костью застревать в горле "Реала" и "Барселоны". Но оказалось, что президент клуба Мигель Арчанко съел на подковерных играх не только собаку, но и массу других, куда как более крупногабаритных животных.
Анхель Вискай, занимавший должность исполнительного директора "Осасуны", сдал всех с потрохами.
В сезоне 2013/14 Кристина Валенсия Перес и Альберт Нолья Пуйоль, агенты по недвижимости и старые деловые партнеры Арчанко, выписали чек на 900.000 евро, проведя платежку через "Фонд "Осасуны". Диего Макирриаин, директор "Фонда", в Севилье встретился с тремя футболистами "Бетиса" – Антонио Амайей, Хорди Фигерасом и Хави Торресом, – и передал им 650.000 евро: 400.000 за победу над "Вальядолидом" (конкурент памплонцев) и 250.000 за поражение от самой "Осасуны".
Оставшиеся 250.000 евро футболисты Патчи Пуньяль и Дамиа вручили капитану "Эспаньола" Серхио Гарсии – за то, что "Попугаи" сыграют с наваррским коллективом вничью. Но "Осасуна" все равно не сумела сохранить место в элите – а тут еще замельтешил и проснувшийся маховик правосудия.
Вскрылось: хищение в особо крупных размерах (люди Арчанко похитили из казны клуба 2,4 млн евро), ведение двойной бухгалтерии, спортивная коррупция и незаконное присвоение средств.
Обвинение запросило бешеные сроки: больше десяти лет каждому из главных фигурантов дела.
А "Осасуна" вылетела – в таких случаях принято пить не чокаясь.
Фото: El Mundo Deportivo, As
Нет комментариев