В 1915 году в Европе уже вовсю полыхала Первая мировая война, но футбольные матчи английского первенства все еще проводились. Сезон 1914/15 стал последним в Англии перед вынужденным перерывом на сражения – следующий национальный чемпионат был разыгран только в 1919-1920 г.г.
К апрелю месяцу команды уже определились с диспозициями, и она у героев нашего повествования, то бишь "Манчестер Юнайтед" и "Ливерпуля", являлась диаметрально друг другу противоположенной.
Макунианцы бились за то, чтобы остаться в высшей лиге, тогда как "Ливерпуль" пылил в середине турнирной таблицы. Как мы знаем из более позднего опыта – идеальная схема для договорняка. Но в данном случае возник он не из-за турнирной ситуации команд.
Инициатором договорной сделки стал крайний нападающий "Ливерпуля" Джеки Шелдон – еще сезоном ранее он выступал за "Манчестер Юнайтед" и сохранил связи с клубом. Шелдон взял с собой на встречу заговорщиков еще трех мерсисайдцев: Тома Миллера, Боба Перселла и Томаса Фейрфола. "МЮ" на встрече в пабе (а где еще, это же Англия) представляли Сэнди Тернбулл, Артур Уолли и Инок Уэст.
Договорились следующим образом. Футболисты собирают все свои финансовые сбережения и скопом вливают их на победу "Юнайтед" со счетом 2:0. Ставки на такой исход принимались по курсу 7 к 1 и 8 к 1. После матча бригада спортсменов должна была забрать выигрыш и разделить деньги. Договорившись об этом, представители двух лагерей ушли предупреждать свои команды.
Сам матч состоялся 2 апреля 1915 года на "Олд Траффорд". С первых минут была видна нарочитая расслабленность футболистов "Ливерпуля", всеми своими действиями демонстрирующих, что он вышли на газон лишь для того, чтобы слегка пробежаться – и в весьма и весьма расслабленном ритме. При счете 1:0 в пользу хозяев один из заговорщиков, Боб Перселл, демонстративно нарушил правила в своей штрафной площади, но Патрик О’Коннелл настолько отвратительно выполнил одиннадцатиметровый удар, что мяч улетел в район углового флажка. Несмотря на неудачу, О’Коннелл нисколько не расстроился и даже, согласно воспоминаниям очевидцев, позволил себе улыбнуться: он знал, что его команда все равно победит, забив еще один мяч в ворота "Манчестер Юнайтед".
Так все в итоге и получилось.
Зрители на "Олд Траффорд" еще в первом тайме почувствовали, что игра проходит по какому-то слишком уж странному сценарию. После перерыва они уже откровенно свистели несмотря на то, что "МЮ" вел в счете. Наставник манкунианцев Джек Робсон тоже учуял подвох и ушел в подтрибунные помещения задолго до финального свистка, поскольку не хотел принимать никакого участия в этом фарсе.
Английские букмекеры, конечно же, обратили внимание на слишком крупную сумму, проставленную на исход поединка "Манчестер Юнайтед" - "Ливерпуль", и тут же заморозили выплату выигрыша по ставке. Британская пресса вовсю трубила о том, что "Ливерпуль" лег под "МЮ" - слухи никак нельзя было игнорировать и Футбольная ассоциация Англии приступила к расследованию инцидента.
Первым заговорил Фрэд Пэгнем из "Ливерпуля": "Перед игрой ко мне подошел Джеки Шелдон, сказал, что матч мы выиграем 2:0, больше забивать нельзя, и предложил мне 3 фунта стерлингов. Я отверг деньги и сказал ему, что не участвую в договорняке, а также, что сделаю все от меня зависящее, чтобы на табло после матча был другой счет". Пэгнем действительно чуть все не испортил, за три минуты до финального свистка жахнув в перекладину. По его словам, после матча по этому поводу у него был тяжелый разговор с одноклубниками, угрожавшими ему расправой.
В декабре 1915 года все семь главных фигурантов скандала были пожизненно отстранены от футбола. Позор они смогли смыть только кровью: дисквалификация отменялась, если бы они отправились на фронт. Нападающий Сэнди Тернбулл признался, что заговорщики исходили не из турнирных побуждений, а сугубо из финансовых – футболисты знали, что после окончания сезона турниры прекратятся и беспокоились за материальное благополучие своих семей, поскольку не представляли, где еще им заработать деньги.
Младший сержант Британской Армии Сэнди Тернбулл погиб 3 мая 1917 года в битве при Аррасе.
Все остальные участники футбольного скандала сумели пережить Первую мировую, с них сняли дисквалификацию и пятеро из них (Артур Уолли завершил карьеру) вернулись на поле.
Единственный, кто не признался в своем участии в скандале – Инок Уэст.
Нападающий огромного таланта, носивший знаковое прозвище "Колотушка", дважды судился, утверждая, что его оклеветали, и оба раза проиграл дело. Тогда Уэст уехал в Ирландию, где поменял имя и снова начал играть в футбол, однако, был узнан и получил повторную дисквалификацию.
До конца своей жизни он настаивал на собственной невиновности.
В 1945 году Футбольная ассоциация все-таки сняла с него дисквалификацию.
Другие материалы Алекса Маннанова на СТАВКА TV:
Фото: Reuters.
Нет комментариев