Дружбаны
Бобби Робсон считался рубахой-парнем с открытым сердцем, но совсем не знал испанского. На первом тактическом занятии он опустился на колени и начал мелом рисовать схему. Игроки были в ужасе: они привыкли к Йохану Кройфу, его аристократическим манером, сложным речам, взгляду свысока и утонченному подтруниванию над подопечными. Робсон же на фоне "Летучего голландца" производил впечатление слишком простого тренера для такого большого клуба.
Содержание
Но вместе с Робсоном на каталонскую землю высадился его переводчик, португалец Жозе Моуриньо. Моу, в отличие от англичанина, знал язык и был близок футболистам по менталитету. Скупые указания Робсона он насыщал множеством полезных дополнений, добавленных уже от себя лично. Жозе стал настоящим подспорьем для сенаторов раздевалки: не секрет что Хосе Мария Бакеро, Хосеп Гвардиола, Мигель Анхель Надаль и Серхи Бархуан куда больше времени обсуждали тактические перипетии с переводчиком, а не с мистером.
Моуриньо при Луи ван Гале вошел в тренерский штаб нового наставника.
"Этот мальчишка далеко пойдет", — заявил Бобби Робсон экс-тренеру "Аякса", а ван Гал всегда уважал мэтра и оказался приятно поражен залихватскими тренерскими навыками Моу и даже давал ему рулить командой во второстепенных матчах. Жозе Моуриньо все больше и больше значил для клуба и раздевалки, хотя президент блаугранас Хосеп Луис Нуньес все равно продолжал называть его "Traductor". Переводчик.
Моуриньо часто беседовал и ужинал с лидерами "Барселоны" Гвардиолой и Луисом Энрике, и называл их друзьями, а когда в год своего столетия "Барселона" взяла Примеру, кричал в камеру: "Барса" в моем сердце! Сегодня и навсегда!" Пятнадцать лет спустя у Пепа Гвардиолы спросят, хорошими ли они приятелями были с Моу, и он кратко и холодно ответит: "Рабочие отношения".
Топор войны
В 2008-ом году президент "Барселоны" Жоан Лапорта понял, что команда нуждается в изменениях. Многие игроки начали относиться к Райкарду несерьезно и слишком панибратски, а главные сине-гранатовые звезды вели яркую и насыщенную тусовочную жизнь, мало связанную с футболом.
Совет директоров хотел пригласить на пост главного тренера Жозе Моуриньо — в ту пору молодого, но уже состоявшегося и звездного специалиста, тем более, исторически связанного с "Барсой". Еще несколько лет назад это был бы простой для решения вопрос, но к тому времени он перешел в разряд сложных. Дело в том, что пока португалец возглавлял "Челси", он трижды пересекался с блаугранас в Лиге чемпионов, и матчи этих команд стали чем-то вроде европейского воплощения ненависти. Моуриньо не стеснялся речами размазывать свой бывший клуб по газону, и в ход шло абсолютно все, от "Их время уже ушло, теперь пришло мое" до "Место Месси в театре, а не на футбольном поле".
Жозе мечтал возглавить "Барсу", обещал помириться с болельщиками и передал Жоану Лапорте флешку (через вице-президента Марка Инлу), где наличествовала великолепная презентация в Power Point, а также подробно описан новый путь развития клуба и трансферные цели. Когда каталонский совет директоров осторожно поинтересовался, как следует расценивать агрессивные нападки Моуриньо в сторону блаугранас, он ответил: "Это просто часть шоу".
В общем-то, директора "Барселоны" все-таки склонялись к кандидатуре Жозе Моуриньо, но один человек, имевший очень большое влияние на президента клуба, был категорически против. Айтор Бегиристайн по прозвищу "Чики" занимал пост спортивного директора и буквально умолял Лапорту отказаться от кандидатуры "Особенного" в пользу Хосепа Гвардиолы, возглавлявшего тогда каталонский филиал.
"Кабан" вздохнул и согласился. "Барселона" прервала переговоры с Моуриньо и объявила о подписании Гвардиолы. Для Жозе это стало ударом — его, главного тренера современности, выигравшего за 6 лет 12 титулов, в том числе и Лигу чемпионов, променяли на кандидата, стаж которого в тренерской профессии составлял лишь один год и эмпирически знаменовался исключительно третьим испанским дивизионом.
Команды Гвардиолы против команд Моуриньо: +11, =7, -5.
Крупные победы: 1 (2010, "Барселона" Пепа – "Реал" Моу 5:0)
Команды Пепа побеждали чаще, но Моуриньо был королем пресс-конференций
В сезоне 2009/10 "Барселона" Гвардиолы и "Интер" Моуриньо сошлись в полуфинале Лиги чемпионов. "Пеп Тим" являлась обладателем "Больших ушей", а к первому матчу против Моу подходила со впечатляющей статистикой — 1 поражение в 22 последних поединках, поэтому предсказуемо считалась фаворитом. Педро открыл счет в Милане, но "Интер" забил три. На "Камп Ноу" подопечные Жозе с 28-й минуты играли вдесятером (в раздевалку отправился экс-футболист "Барселоны" Тиагу Мотта, Моуриньо кричал Пепу: "Вот так вы всегда выигрываете! Вот так!"), но хозяева сумели отличиться только один раз — это сделал Жерар Пике за 6 минут до финального свистка.
После матча каталонская пресса уничижительно обвиняла Моуриньо в антифутболе, местные болельщики кричали португальцу "Ты переводчик! Ты просто переводчик!", а сам он выбежал на поле, показывая секторам барселонского стадиона гордо вскинутый вверх палец (не средний). Моу праздновал настолько бурно, что голкипер "Барселоны" Виктор Вальдес прибежал его успокаивать, причем по артикуляции стража ворот становилось понятно, что еще чуть-чуть — и в ход пойдут кулаки.
В 2010-ом году Моуриньо возглавил мадридский "Реал", окончательно разорвав свою связь с "Барсой" — если к тому времени она вообще еще жила в страстном сердце португальского мистера. Он выработал для себя четкое правило поведения на пресс-конференциях и практически никогда не называл "Барселону" по имени, остановившись на отстраненно-презрительном термине "они".
С новой командой сеу Жозе выдал потрясающий старт, состоящий из 19 матчей без поражений (во всех турнирах), но в 13-ом туре "Реал" прилетел в столицу Каталонии и болельщики скандировали в его адрес: "Tra-duc-tor! Tra-duc-tor!"
Хави, Педро, Вилья (дважды) и вышедший на замену Хеффрен уничтожили "Особенного": "Барса" праздновала маниту, разгромив "Реал" в Эль Класико со счетом 5:0.
СМИ любят делить мир на черное и белое, а фигурантов на архетипы ("Миру нужны герои и злодеи, а газета должна продаваться", — говорил Немесио Фернандес-Куэста, на протяжении 19 лет возглавлявший центральное испанское издание Marca), так было и в противостоянии Гвардиолы и Моуриньо, где Пеп представлял империю добра и искрометного футбола, а Моу — силы зла и тактические автобусы (автобусы, конечно, только в воображении болельщиков, его "Реал" так не играл). Эпическое противостояние вышло на пиковый уровень в 2011-ом году. Сначала "Реал" обыграл "Барсу" в Кубке Испании и Пеп на пресс-конференции отметил, что судья "с очень хорошим зрением" принял ошибочное решение, не засчитав гол Педро. В ответ Моуриньо обрушился на Гвардиолу и "Барселону", акцентировав внимание на том, что Пеп единственный в мире тренер, критикующий верные решения арбитра, и на месте наставника сине-гранатовых ему было бы стыдно.
Перед первым полуфиналом Лиги чемпионов между "Реалом" и "Барсой" Гвардиола, постоянно критикуемый "Особенным", уже не выдержал: "Жозе выиграл эту войну вне поля. Он всегда выигрывает за пределами газона, ведь он ****** мастер пресс-конференций, он тут ****** босс. Отдайте ему уже кубок Лиги чемпионов, чтобы он, наконец, заткнулся". Футболисты "Барселоны" встретили Гвардиолу аплодисментами, а в матче на "Сантьяго Бернабеу", больше напоминавшем войну (жесточайшие столкновения и красные карточки защитнику "Мадрида" Пепе, а также токсичным представителям банкильи – запасному вратарю "Барсы" Пинто и самому Жозе Моуриньо), каталонцы победили благодаря дублю Лионеля Месси.
Моуриньо вновь бушевал: "Пусть они выиграют хоть один трофей без скандала! Каждый раз, когда моя команда сталкивается с ними, мы оказываемся в меньшинстве!"
"Барселона" убрала с пути "Реал" и выиграла Лигу чемпионов, а в августе 2011-го года колоссы столкнулись в двухраундовой дуэли за Суперкубок Испании. На "Камп Ноу" Марсело подкатился под Фабрегаса, спровоцировав массовую стычку, в общем хаосе и суматохе Моуриньо подобрался к Тито Виланове, помощнику Пепа, и ткнул его пальцем в глаз. "Барселона" выиграла Суперкопу, а после поединка Виктор Вальдес, у которого к Моу был свой особый счет, убежал в подтрибунку, дабы наказать ненавистного португальца – вратаря удалось успокоить лишь после вмешательства службы безопасности.
После Испании
В следующий раз Пеп и Моу разыграли между собой Суперкубок УЕФА-2013 со своими новыми командами: Гвардиола возглавил "Баварию", тогда как Моуриньо вернулся в "Челси". "Не думаю, что "Бавария" стала сильнее с новым тренером", — запустил перед игрой шпильку сеу Жозе. Пеп стоически молчал. "Бавария" выиграла в серии пенальти, а Моуриньо после игры жаловался английской прессе, что Гвардиола никогда не побеждает его в равных составах: "Челси" доигрывал вдесятером после удаления бразильца Рамиреса.
Спустя три года Жозе Моуриньо пришел в "Манчестер Юнайтед", а Хосеп Гвардиола — в "Манчестер Сити". Футбольная общественность истово ожидала сумасшедших пресс-конференций и огненного Манчестерского дерби, но похоже, что оба тренера стали старше и, похоже, уже несколько устали от зубодробительной вражды. "Особенный", со свойственным ему эпатажем, объявил "временное перемирие": "Нет никакого смысла в том, что я сейчас снова начну дестабилизировать Гвардиолу. Это нетрудно сделать, но тогда другие наши соперники по Премьер-лиге получат шанс вырваться вперед".
Впрочем, существует мнение, что после второго пришествия в Англию сеу Жозе уже не тот и не торт — его уволили и из "Челси", и из МЮ (что характерно, и там португалец неумолимо брал титулы), однако, когда он возглавил "Тоттенхэм", это все равно вызвало восторг у фанатов "Шпор". Да и вообще, в Англии многие казались довольными, что "Особенный", ярчайший представитель современного тренерского цеха, и безусловно, один из лучших футбольных коучей XXI века, снова пошумит в АПЛ.
Возможно все, кроме Пепа — топор перманентной войны между двумя выдающимися специалистами, все еще не зарыт в землю. Ров между Пепом и Моу уже слишком широк: они по-разному понимают футбол, по-разному понимают спортивное соперничество, и, в конце концов, они попросту разные люди. Просто они стали мудрее, чем каких-то десять лет назад: враждебная неистовость и взаимофобия с годами дистиллировались в спокойную, чистую, холодную ненависть, чей огонь способен как мощно полыхать, так и едва-едва теплиться, будучи практически не заметным глазу.
Это не важно.
Важно то, что он никогда не угаснет.
Фото: AP, Marca, Reuters.
Нет комментариев