“Синиша Михайлович, вероятно, лучший левша в истории футбола”, — такие лестные слова наставник “Болоньи” получил несколько дней назад от своего друга Саво Милошевича. Весь футбольный мир сплотился вокруг знаменитого серба, объявившего о своей тяжелой болезни. Синиша Михайлович созвал экстренную пресс-конференцию, на которой рассказал о борьбе с лейкемией. Отчасти это получилось спонтанно, ведь даже в таком интимном вопросе нашлись люди, сумевшие продать дружбу ради нескольких лишних проданных газет. Журналист Иван Дзадзарони был приятелем Синиши Михайловича на протяжении 20-ти лет, но в столь трудный момент, единственное, что ему пришло в голову — это рассказать всем о проблемах наставника со здоровьем, хотя тот хотел воспользоваться своим правом на неприкосновенность частной жизни.
Ситуация не оставила равнодушным ни одного человека. После пресс-конференции Михайлович получил тысячи посланий со словами поддержки от людей из мира футбола, друзей, коллег и даже глав государств. А за пределами пресс-центра собралась толпа болельщиков. Каждый хотел лично пожелать удачи сербскому специалисту в этой нелегкой борьбе. Много о борьбе говорил и сам Михайлович, ведь вся его карьера игрока, а затем и тренера, похожа на одну сплошную борьбу, в которой он всегда сохранял свое лицо, мужество и достоинство. Поверьте, в современном футболе такие люди — вымирающий вид.
Изначально предполагалось, что Синиша Михайлович покинет пост тренера “Болоньи”, которую он преобразил в концовке прошлого сезона. Однако спортивный директор клуба Вальтер Сабатини подтвердил на пресс-конференции, что наставник продолжит работу с командой, а клуб подключит все возможные инструменты для преодоления проблемы. Хотя болезнь Михайловича уже находится в агрессивной фазе, прогнозы клубных медиков довольно оптимистичные.
Синиша Михайлович родился в интернациональной семье. Его отец — серб, а мать — хорватка из Вуковара. Именно здесь, в пострадавшем от сербско-хорватско-боснийского столкновения городке и родился наш герой. Несколько лет назад Михайлович посетил родной город в качестве тренера “Милана”. Сдержать слез он не мог. Хотя наставник и хотел навсегда запечатлеть в голове образ мирного Вуковара, ему сделать это будет довольно сложно. “Мой город был стерт с лица земли и напоминает мне Хиросиму. Нашего дома попросту нет, разрушена школа, дороги и другие здания”.
Именно Михайлович был инициатором отъезда семьи в Белград во времена гражданской войны, но всегда оставался на передовой тех ужасных событий. Синиша не упускал возможности примкнуть к различным акциям протеста, основал благотворительные фонды в поддержку пострадавших от военных действий и находил в себе силы и средства для помощи детям-сиротам. Бомбежки НАТОвских сил по Югославии так сильно ранили Михайловича, что однажды в его голове промелькнула идея бойкотировать матчи “Лацио”, потому как Италия являлась частью альянса.
Но это был бы слишком слабый сигнал. Михайлович выходил на матчи Серии А с черной траурной повязкой и демонстративно обнажал антивоенные картины под футболкой. Его рвение нашло отклик среди тифози, которые поддерживали своего игрока соответствующими баннерами. Так зародилась искренняя любовь, которая держится до сих пор, несмотря на карьерную необходимость Михайловича играть за другие клубы и тренировать их. Вся эта история четко показывает нам, почему именно слово “борьба” является центральным. Михайлович — настоящий боец. Он будет сражаться до последнего вздоха и победит. Мы в этом не сомневаемся.
Те любители футбола, которым довелось увидеть матчи с участием Синиши Михайловича, не могли остаться равнодушными по отношению к его мощнейшему удару. Несмотря на свое амплуа, Михайлович забивал очень много. Он был штатными исполнителем стандартных положений и справлялся с этой ролью просто потрясающе. Пенальти? Без проблем. Прямым ударом от углового флажка? Что же, именно Михайлович мог исполнить это мастерски, оставив в дураках всех вокруг. Но отдельная история — это его зубодробительные штрафные удары.
Сам Михайлович иронично замечал: “Я не знаю, смогу ли я когда-нибудь играть в футбол, если не будет штрафных ударов”. Его мастерство отчаивалась с самого детства, когда, сводя с ума соседей, он тренировался не зная слова “усталость”. Раз за разом игровой снаряд врезался в металлические ворота отцовского дома, а сила удара была столь высока, что ремонтировать конструкцию приходилось каждые две недели. Михайлович умудрился оставить позади себя таких блестящих мастеров стандартных положений, как Зинедин Зидан, Джанфранко Дзола, Роберто Баджо, Алессандро Дель Пьеро и Франческо Тотти. Просто фантастика!
Жесткий защитник с удивительной левой ногой. Когда Михайлович был с мячом, его называли “балканским Рональдом Куманом”, но иногда Синиша походил на Винни Джонса, конечно, со всеми вытекающими из этого последствиями. История таланта Михайловича не могла быть полной без упоминания потрясающего достижения. В 1998-м году в матче за “Лацио” против бывшего клуба — “Сампдории” — Синиша Михайлович сделал хет-трик. Что же здесь такого особенного? Дело в том, что все три мяча серб положил после штрафных ударов. Техническое совершенство: изгиб тела, движение рук и ног, равновесие, точность и сила.
Став тренером, Синиша Михайлович не изменил своим основным принципам. Да, судьба заставила его принять предложение “Милана”, что не сильно обрадовало болельщиков другого коллектива из столицы мировой моды, но все это уже не имело никакого значения. Синиша всегда отдавал всего себя без остатка, за тех парней, которые были у него в обойме.
“Я всегда ценил в этом мире две вещи: наличие яиц и умение отвечать за свои слова. Если у кого-то есть сомнения, то можете спросить у президентов других клубов, в которых я работал. Под сомнение могут быть поставлены мои тренерские способности, но не человеческие качества”.
Эта цитата Синиши Михайловича абсолютно точно отражает всю его тренерскую карьеру. Действительно, наставник не сумел добиться больших успехов на тренерском поприще, но упрекнуть его в самоотверженности и мужестве — не повернется язык.
Именно он имел смелость дать дорогу в большой футбол совсем еще юному птенцу Джанлуиджи Доннарумме. Это он взрастил из Алессио Романьоли одного из лучших защитников итальянского чемпионата. Это именно он вытащил “Болонью” в конце прошлого сезона из глубокого болота, в которое команду загнал легендарный Филиппо Индзаги. Это ради него футболисты грызут газон, а он — журналистов. Сегодня Михайлович ведет очередную борьбу. Новую. Незнакомую. И самую опасную.
“Когда я узнал о своей болезни, то плакал всю ночь. У меня еще остались слезы, но я не боюсь. Не могу ждать, когда начну сражение. Я объяснил своим игрокам, что буду бороться ради победы, так же, как учил их делать это на поле. Я возьму верх, даже не сомневаюсь. Не хочу видеть жалость, не хочу, чтобы люди плакали за меня”.
Некоторые люди скажут нам, что в каждой точке земного шара ежедневно погибают сотни людей, страдающих различными формами рака, мол, зачем же так заострять внимание на конкретной личности? Они будут правы, но лишь отчасти. Каждый человек на этой планете заслуживает, чтобы жить. Но Синиша Михайлович — человек из нашей семьи. Большой футбольной семьи. Мы хотим сказать ему лишь одно: “Forza Siniša! Ты обязательно выйдешь победителем, как делал это сотни раз”.
Фото: Corriere di Bologna, GettyImages, SkySports
Нет комментариев