В 1989 году в Саудовской Аравии проходил чемпионат мира среди молодежных команд. Без спойлеров не обойдемся: турнир выиграла Португалия; лучшим бомбардиром стал Олег Саленко, забивший 5 мячей и опередивший в гонке снайперов Сонни Андерсона; скауты казались пораженными уровнем мастерства Диего Симеоне и Сантьяго Канисареса; а "Золотой мяч" турнира достался бразильцу Бисмарку – футболисту, которому выдавали огромные авансы, но пиковые 8 лет своей карьеры он проведет в Японии, защищая цвета "Верди Кавасаки" и "Касимы Антлерс". Но еще до начала МЧМ мировой футбол потряс мощный скандал. Он был связан со сборной Мексики.
Из зоны КОНКАКАФ на молодежный чемпионат мира должны были ехать две команды – отбор проходил на специальном молодежном турнире КОНКАКАФ, который состоялся в Гватемале. Мексиканцы заняли в этом чемпионате второе место, уступив первое Коста-Рике, но все равно сумев квалифицироваться на МЧМ.
Уже после турнира журналист Антонио Морено, работавший на телеканале Imevision (сейчас это TV Azteca) опубликовал данные, согласно которым молодежная сборная Мексики использовала в соревнованиях как минимум четырех футболистов, не соответствовавших требуемому нормативами возрасту. На молодежных турнирах должны играть футболисты не старше 20 лет, но Херардо Хименес и Хосе де ла Фуэнте оказались на 2 года старше максимально разрешенного возраста, Хосе Луис Мата – на 4 года старше, а капитану команды Аурелио Ривере по прозвищу "Кореец" вообще исполнилось 27 лет.
Антонио Морено опубликовал эти данные инкогнито, поскольку в восьмидесятые годы прошлого века мексиканский футбол практически полностью контролировался наркокартелями, а президент Федерации футбола Мексики Рафаэль дель Кастильо Руис, как считалось, блюдет свой интерес, барражируя между двумя воюющими картелями Гольфо и Ла Фамилия, и получая зарплату из рук наркобарона Мигеля Анхеля Гальярдо, руководившего картелем Гвадалахары. Антонио Морено поддержал тележурналист Хосе Рамон Фернандес – вместе они выступили по общенациональному телевидению, сказав, что мексиканский футбол тяжело болен и что национальная Федерация не чиста на руку.
Федерация футбола Мексики официально сохраняла молчание, хотя ее президент Рафаэль дель Кастильо и обрушился на журналистов с критикой и даже угрозами. Дуэт же разоблачителей к тому времени успел уже переговорить с 27-летним капитаном молодежной сборной Мексики Аурелиано Риверой – и тот утверждал, что на самом деле все игроки "Эль Три" (кроме Чимо Руиса и Тато Норьеги) были старше максимально разрешенной возрастной планки.
Следует добавить, что в ту пору для ФИФА вопрос возраста в молодежном футболе являлся крайне болезненным, поскольку многие молодежные сборные – в основном, африканские, - привозили на турниры вполне себе взрослых игроков с поддельными паспортами, юридическую правомочность которых Международная федерация футбола не имела возможности проверить. Таким образом, разворачивающийся в зоне КОНКАКАФ скандал стал для ФИФА реальной возможностью найти козла отпущения и наказать его по всей строгости закона.
Сначала карающая длань международного футбола хотела наказать только молодежную сборную Мексики – собственно, не предоставив ей допуск на МЧМ. Однако в ходе расследования выяснились и другие интересные подробности.
Эти подробности заключались в аномально крупных ставках, которые вливались в букмекерские конторы на матчи молодежной сборной Мексики: самыми популярными пари выступали "тотал больше" и "победа с форой". БК определили эти ставки как "перегруз" (слишком крупные суммы денег, не соответствующие уровню соревнования) и отказывались производить по ним выплаты.
ФИФА определила – и судя по всему, верно – что Федерация футбола Мексики пребывала в курсе всех возрастных несоответствий, а наркокартели вливали деньги на ставки. Мексика получила новое наказание, заключавшееся в тотальном двухлетнем бане, касающемся всех сборных команд страны. Таким образом, взрослый состав "Эль Три" не сумел поучаствовать в отборочном турнире к ЧМ-1990, а ведь в ее составе играла одна из самых ярких звезд мирового футбола того времени – нападающий Уго Санчес.
В историю скандал с молодежной сборной Мексики вошел под названием Los Cachirules. Этимология термина взрастает из мексиканских телевизионных шоу, где оказался задействован персонаж под именем Cachirulo – актер, игравший его (Энрике Алонсо) был намного старше своего телевизионного героя. Кроме того, в Мексике начала XX века термином Cachirulo называли заплатки на одежде, равно как и все то, что считается сомнительного качества.
Увы, но мексиканский футбол той эпохи, подчинявшийся наркокартелям и продажной Федерации, действительно являл собой крайне сомнительное качество.
Другие материалы Алекса Маннанова на СТАВКА TV:
Фото: Reuters.
Нет комментариев