"Реал Сосьедад"
1 июля 1994 года 25-летний полузащитник Валерий Карпин подписал контракт с "Реалом Сосьедадом", куда перешел из московского "Спартака". "Сосьедад" завершит сезон в середине турнирной таблицы, поменяет по ходу дела тренера, но Карпин сразу же деловито вольется в состав, став, наряду с юным Франсиско Де Педро, главным подносчиком снарядов для боснийского голеадора Мехо Кодро.
На следующий сезон Кодро отправился в "Барселону", а баскский клуб приобрел румынского нападающего Георге Крайовяну, который, конечно, голы забивал, но и близко не приблизился к максимально эффектному боснийцу.
В этих сложных и несколько даже проблематичных для клубной атаки условиях Валерий Карпин взял на себя не только обязанности по доставлению мяча в чужую штрафную площадь и созданию голевых моментов, но и, собственно, взвалил на свои плечи и бомбардирские функции.
Россиянин забил 13 мячей, став лучшим бомбардиром "Сосьедада" (на счету Крайовяну по итогам сезона оказалось 11 голов) и моментально вызвав к себе интерес со стороны нескольких больших испанских клубов. "Реала" и "Барселоны" среди них не было, зато амбициозная "Валенсия" заплатила "Сосьедаду" около 9 млн евро (по тем деньгам) — и Карпин отправился на "Месталью".
"Валенсия"
"Валенсия" на тот момент переживала крайне сложный период. Несмотря на наличие звезд — Субисарреты, Ромарио, Ариэля Ортеги, Карпина, Клаудио Лопеса, Фернандо (неплохой такой списочек получается, да?) — команда никак не могла найти "химию" и имела явные проблемы в раздевалке. По ходу чемпионата валенсийцев возглавляли сразу три специалиста: Луис Арагонес, однажды в порыве гнева чуть не сломавший руку Ромарио; Хосе Мануэль Риело, занимавший позицию и.о. только на протяжении одного тура; и Хорхе Вальдано, тщетно стремившийся возродить командный дух.
Карпин на поле не терялся, пользовался доверием и Арагонеса, и Вальдано, провел 36 матчей (столько же, сколько и защитник Феррейра, больше игр было только у вратаря Субисарреты), забил 6 голов (пятый бомбардир команды), но "Валенсия" провалилась в национальном первенстве и наметила тотальную перезагрузку. А Карпин получил предложение из "Сельты", куда уже годом ранее успел перебраться Александр Мостовой – и ответил согласием.
"Сельта"
Распасовщик Александр Мостовой и ураганно прорывающийся по флангу и навязывающий борьбу на каждом участке поля Валерий Карпин: именно так выглядела главная креативная связка команды из Виго. "Сельта" переживала лучшие времена в своей истории, испанские гегемоны не были для нее авторитетами, а три первых сезона на "Балаидос" Карпин иногда называет лучшими в своей карьере.
Карпина включили в список лучших игроков "Сельты" всех времен, а вообще в истории команды он зачастую считается третьим лучшим футболистом — после Александра Мостового и Яго Аспаса. В галисийской команде не жаловались на отсутствие звезд, но именно Карпин с Мостовым являлись главной движущей силой атаки.
Мостовой шутил, что они с Карпиным прокачивали футболистов для сборной Испании: Мичел Сальгадо, Хуанфран, Веласко, Катанья — все они, поиграв рядом с российским дуэтом, получали приглашение в состав "Красной фурии". В 2002-ом году у Карпина истек контракт с "Сельтой", и 33-летний любимец галисийских болельщиков отправился обратно в "Реал Сосьедад". Все думали, что доигрывать.
И снова — "Реал Сосьедад"
Словно вернулось время восьмилетней давности. Карпин и Де Педро (он теперь считался одной из главных звезд команды и носил на спине "десятку") снова создавали моменты для нападающих, коими являлись турок Нихат и серб Дарко Ковачевич, на двоих наколотившие в национальном первенстве 43 гола. Карпин забил 8 (Де Педро — 6), став третьим бомбардиром команды.
В сезоне 2002/03 "Реал Сосьедад" до 36-го тура лидировал в турнирной таблице, но все решило горестное поражение 2:3 от… "Сельты". Это было в 37-ом туре: "Сосьедад" опустился на второе место и на первое уже не поднялся.
Мостовой, кстати, в той игре тоже отличился. Такой вот удар судьбы. Валерий Карпин провел еще два сезона на стадионе "Аноэта", неизменно считаясь футболистом стартового состава, и до самого окончания карьеры являвшийся примером для молодежи — прежде всего по причине уникальной работоспособности и беззаветной преданности делу. Вся Испания помнит его как большого игрока и настоящего бойца.
Фото: Getty Images, Marca.
Нет комментариев