Брюс Гробеллар. "Джанглмен". "Клоун". Один из величайших вратарей в истории "Ливерпуля», проведший за "красных" более 600 матчей. Шестикратный чемпион Англии и обладатель Кубка Чемпионов 1984-го года. А ведь за девять лет до триумфа на римском "Стадио Олимпико" его легко могли пристрелить…
Содержание
Гроббелар родился 6 октября 1957 года в Дурбане (ныне – ЮАР), но вскоре его отец нашел работу в Южной Родезии (ныне – Зимбабве). И, едва Брюс стал совершеннолетним, столкнулся с войной.
"Я не знаю, сколько человек убил"
"Меня призвали в родезийскую армию в 1975-м году. Шесть недель я тренировался на базе. Под Рождество нас атаковали на границе так называемые "борцы за свободу". Это был мой первый опыт в буше (так называют обширные пространства, которые не освоил человек, обычно они зарастают кустарником или деревьями).
Солнце заходит, и разобрать толком ничего невозможно. Ты или они. Стреляешь, падаешь, опять стреляешь. Слышишь крик: "Эй, капрал, я ранен". Свистишь ему, чтобы заткнулся, иначе нас тут всех пристрелят. Перестрелка заканчивается, кругом разбросаны тела. Тебе хочется блевать, и ты не в силах сдержать порыв.
Нашим прибежищем стали бункеры, заваленные мешками с песком. Я стал разведчиком, участником мобильной группы из четырех человек, которую забрасывали по воздуху вперед наших частей для обнаружения противника. Вступать в непосредственный огневой контакт приходилось частенько.
Это было ужасно, но мы верили, что боремся за нашу страну против сил, которые терроризировали своих сограждан. Однако давление от этого не уменьшалось. Один из нас хотел съехать с вершины горы на всей скорости – пришлось блокировать его джипом. Двое зашли в туалет, сунули в рты пистолеты – и их мозги тут же оказались на стене. Парни рассчитывали демобилизоваться, но их оставили служить еще на полгода. Психика не выдержала. Наверное, мы были похожи на ветеранов вьетнамской войны. Это была бессмысленная бойня.
Еще один парень коллекционировал отрезанные уши тех, кого убил. Для него это был вопрос личной мести – его семью убили.
После этого кошмарного опыта мои годы в футболе стали воплощением мечты. Футбол спас меня и помог забыть о том, что пережил в дни войны.
Сколько человек я убил? Не могу сказать. Наверное, очень много. О прошлом я могу лишь сожалеть, но не в силах что-то в нем изменить».
Из буша – в "Ливерпуль"
Наевшись войной досыта, Гроббелар вместе с семьей перебрался в США. Он активно играл в футбол и бейсбол, а в 1979-м году стал вратарем "Ванкувер Уайткэпс" – команды из лиги NASL, предшественницы современной MLS. В числе тех, кто забивал Брюсу, оказался сам Йохан Кройф.
Остается только удивляться, как "Ливерпуль" нашел этого голкипера и не поскупился выложить за него 250 тысяч фунтов – весьма солидную сумму для 1981-го года. Гроббелар заменил Рэя Клеменса – величайшего вратаря в истории мерсисайдцев. Примечательно, что Боб Пейсли (до 2018-го года и Зинедина Зидана – единственный тренер, который трижды выигрывал Кубок Чемпионов) в сердцах ушел еще до начала матча, в котором должен был просматривать "Джанглмена". Гроббелар ну очень "впечатлил" великого тренера тем, как во время разминки походил на руках по штрафной и попрыгал на перекладине. И все-таки главный скаут "Ливерпуля" Том Сондерс убедил Пейсли, что Брюс нужен команде. Великой команде.
"Эйзель"
Гроббелар прошел войну. Но ею прямой контакт Гроббелара с кровью и трагедиями не ограничился, увы.
В 1985-м году беспорядки, случившиеся на стадионе "Эйзель" в Брюсселе накануне финала Кубка Чемпионов между "Ювентусом" и "Ливерпулем", привели к гибели 39 человек.
"Я предпочел бы забыть тот матч, как и войну. Но когда ты отправляешься в буш, то прекрасно знаешь, чего ожидать и чем рискуешь. Эти люди ничего не ждали – они были невинны. Слышать, как обрушивается стена и падают люди, было невыносимо. Никто не хотел выходить на поле. Но нас убедили, что нужно играть – будто бы существовала вероятность еще больших беспорядков. Помню, у нас просили полотенца и воду, мы передавали это на трибуны. Я вышел на поле и нашел два ножа, выброшенных на газон фанатами. Они лежали в моей вратарской".
"Хиллсборо"
15 апреля 1989-го года – черный день в истории не только английского футбола. Во время полуфинального матча Кубка Англии между "Ноттингем Форест" и "Ливерпулем" на трибунах стадиона "Хиллсборо" в Шеффилде по вине полиции случилась давка, приведшая к смерти 96 болельщиков "красных".
"Я был возле 13-го сектора и слышал этот странный мягкий звук – как будто выходит воздух. Я видел лица, прижатые к ограде. Когда я побежал за мячом, то крикнул женщине-полицейскому: "Откройте же решетку!". Она ответила, что у нее нет ключа. Когда мяч снова вылетел за поле, я крикнул ей то же самое. Увидел, что у них есть ключ, но люди перелезают через ограждение и спрыгивают на поле. Я отшвырнул мяч и побежал к арбитру. Я физически чувствовал, как воздух покидает сдавленные тела...".
"О смерти отца я узнал через пять дней"
"Знаете ли, Боба Пейсли принято считать добряком. А он мог быть очень даже безжалостным. К примеру, Пейсли сказал мне о смерти отца с опозданием на пять дней – чтобы ничто не мешало мне готовиться к матчу за Межконтинентальный Кубок в 1981-м году. Только после финального свистка он сказал мне, что похороны в четверг, и я могу на них успеть, но уже в пятницу обязан вернуться в расположение клуба. Когда я получал очередную зарплату, там остались сущие копейки – все ушло на перелеты. Не много же сострадания они ко мне проявили, правда ведь?!".
"Ноги-спагетти"
В 1984-м году "Ливерпуль" выиграл свой четвертый Кубок Чемпионов. Для Гроббелара же этот трофей стал первым и единственным в карьере.
Финал против "Ромы" проходил на римском же "Стадио Олимпико". "Ливерпуль" после 1:1 в игровое время смог победить в серии пенальти, хотя мерсисайдец Стив Никол смазал первый же удар. Главным же героем послематчевой лотереи стал как раз Брюс Гроббелар, а его "ноги-спагетти" навсегда вошли в фольклор.
"Я просто проверял их нервы на прочность. Они эту проверку не прошли".
Это тот случай, когда видео важнее любых слов.
Обвинение в договорняках
В 1994-м году одиозная газета The Sun опубликовала материал и предоставила видео, на котором Гроббелар не только обсуждал возможность сдачи игры за деньги, но и якобы признавался в старых грехах. Брюс подал в суд на издание и в 1999-м году ему даже присудили компенсацию в размере 85 000 фунтов. Увы, вскоре другая инстанция удовлетворила апелляцию The Sun – компенсацию уменьшили до одного (!!!) фунта, а все судебные издержи в размере полумиллиона фунтов возложили на "Джанглмена". Гроббелару пришлось объявлять себя банкротом.
"Мой бывший партнер Сэм Винсент продал газетчикам эту историю. Я уже потерял немало денег, когда вместе с ним вложился в бизнес в родной стране. Но отношений мы не прерывали – все-таки служили вместе. Только сейчас я понял, что ему нравится в этой жизни.
Мог ли я и вправду пойти на такое? Спросите моих друзей в Африке, и вы услышите правду. Повторюсь: я сделал это, потому что хотел узнать правду о Винсенте и его подельниках. Я не собирался признаваться кому-то, пока не выясню все сам – так я поступал в армии, а она – хороший учитель. Разве учила меня армия тому, что я в любом случае должен сначала прикрыть свою задницу? Нет. Это другой путь – путь гангстеров и мафии".
Как снять проклятие "Ливерпуля"
Как известно, "Ливерпуль" до сих пор ни разу не стал победителем английской Премьер-лиги. И даже когда "красным" до заветного чемпионства оставался буквально шажок, вмешалась пандемия коронавируса.
"Во всем виноват колдун, который прилетел из Африки, заклял мои ворота и предсказал "Ливерпулю" – не будет в клубе "Джанглмена", не будет и чемпионства!
Как избавиться от проклятия? Надо поссать на все четыре штанги. Однажды я спустился на поле "Энфилда" и успел пописать на две штанги, но меня прогнали. После этого "Ливерпуль" стал вторым в сезоне-2013/14".
Судя по всему, перед нынешним сезоном Брюс Гроббелар не успел обмочить все стойки ворот на стадионе "красных".
Еще больше текстов Игоря Яслика на СТАВКА TV:
Фото: AP, официальный сайт FIFA, France Press, Reuters
Нет комментариев