Послушайте!
Содержание
Ведь, если в Сочи футбол существует –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтоб он там был?
Значит – кто-то считает клуб настоящей “Жемчужиной”?
* * *
Футбол в Краснодарском крае принимает порой причудливые формы. “Кубань” отчаянно борется за жизнь и право носить свое имя, “Краснодар” – сугубо частный проект, где Галицкий не просто владелец, а царь и бог. Еще более странная ситуация в Сочи, где клуб то появляется, то исчезает. Мыльный пузырь, названный в честь города, может лопнуть в любой момент. И совсем не важно, кто играет на “Фиште” – чемпион мира или зенитовский шлак.
Первым клубом для города Сочи стала “Жемчужина”, чья судьба отдаленно напоминает “Кубань”. Балансируя на грани вылета из “вышки”, команда поражала своей живучестью, а договорные матчи лишь помогали сохранить прописку. СТАВКА TV расскажет о “Жемчужине” российского футбола 1990-х.
Два друга – Борман и Розман
Мужская дружба, как ни крути, предполагает споры, гонку и соперничество. Максимализм, присущий пацанам с детства, может угаснуть со временем, но не пропасть насовсем. Так было и в случае с двумя тренерами: Арсеном Найденовым, который возглавлял “Жемчужину”, и его другом – Валерием Овчинниковым, работавшим в нижегородском “Локомотиве”. Они даже из строительства домов сделали соревнование!
Были у двух тренеров и прозвища. Конечно, не обошлось здесь без шуток и подколов. Овчинников стал “Борманом” как раз по воле Найденова. Дружили они, конечно, но в компании могли и “пройтись” друг по другу. Однажды Валерий, слушая долгую историю Арсена, заявил: “Все ясно с тобой, ты же Розман” (настоящая фамилия Найденова). В ответ Овчинникову прилетело: “Если я Розман, то ты – Борман!”.
Договорняк, ставший спасением для двух клубов
Но вернемся к делам футбольным. “Локомотив” (Нижний Новгород) и “Жемчужина”, несмотря на статус аутсайдеров, могли дать бой каждой команде. Так, например, сочинцы в чемпионате России 1993-го года сыграли вничью со “Спартаком” (2:2). “Красно-белые” тогда начинали свою гегемонию, а потеря очков лидером на юге стала неожиданностью. “Локомотив” обыграл “Ротор”, занявший по итогам сезона второе место, и также сыграл вничью со “Спартаком”.
Близился конец чемпионата. Борьба за право остаться в элите была ожесточенная, каждый тур менялись позиции клубов в турнирной таблице. ЦСКА в то время, кстати, тоже мог вылететь – “армейцы” заняли девятое место, и от зоны вылета спасли всего два очка. Команды двух друзей, Овчинникова и Найденова, находились поблизости.
Матчи последнего тура стартовали в одно время. По воле календаря, “Локомотив” и “Жемчужина” встретились между собой. Игра проходила в Нижнем Новгороде при температуре "-19", а по некоторой информации – даже "-26". Начало матча откладывалось из-за отсутствия пожарной машины, которая должна была находиться на стадионе по регламенту. Конечно, опоздала она не просто так.
План Овчинникова и Найденова состоял в следующем: встреча “Локомотива” и “Жемчужины” завершалась после матчей конкурентов, и турнирная таблица давала возможность решить, какой результат нужен здесь и сейчас. Игроки обеих команд тянули время. Могли вылететь и те, и другие, но сочинцы имели чуть больше шансов на спасение – 30 очков против 28 у “Локомотива”.
В Нижнем Новгороде шла 78-я минута, когда главные соперники хозяев – дальневосточные “Луч” и “Океан” – свои матчи проиграли. Команде Овчинникова требовалась победа, и “Жемчужина” ее с радостью подарила. Из-за травм, настоящих и не очень, игра затянулась. На последней минуте форвард “Локомотива” Игорь Горелов забил победный мяч (2:1). Нижегородцы, как и товарищи из “Жемчужины”, остались в элитном дивизионе. После игры Борман и Найденов покидали стадион в обнимку.
Договорные матчи продолжились спустя год
Футбольные власти страны планировали наказать двух друзей-тренеров, но показательной казни не получилось. В начале 1990-х, после развала СССР, договорные матчи играли чуть ли не все. Колосков, Толстых и другие чиновники замяли вопрос, дабы не всплыло еще больше дерьма.
“Жемчужина” и “Локомотив” скатали еще один договорняк, но уже годом позже. Матч, прошедший снова в Нижнем Новгороде, представлял собой больше поддавки, чем настоящий футбол. Фанаты провожали и своих, и чужих игроков недовольным гулом и свистом.
Спустя 10 лет Арсен Найденов признался, что “Жемчужина” участвовала в договорных матчах: “Да, с “КАМАЗом” договорились однажды, что проиграем в два мяча, а они нам назабивали целую охапку. Ездил даже в Набережные Челны, разбирался с ними”. Игры с “Локомотивом”, что интересно, толком он не обсуждал. Зато вспомнил Борман.
Дружеские подколы на этом не закончились. В одном из интервью Найденова спросили, что он думает по поводу слов Овчинникова о неподкупности. Арсен ответил емко: “Это действительно так. Игру он никогда не продаст. А вот купить – может!”.
Еще больше материалов про дикие договорняки на СТАВКА TV:
Фото: ТАСС
Нет комментариев