Коррупционный скандал в итальянском футболе, раскрытый полицией в 2006-м году, можно отнести к числу самых крупных потрясений спортивной общественности за всю ее историю. Конечно, о внутренних проблемах футбола на Апеннинах знали многие, а история, пусть и не в таких огромных масштабах, но уже имела место быть, однако нельзя недооценивать гигантское влияние “Кальчополи”, ведь речь в данном случае идет о незыблемых символах футбола в Италии.
Среди пострадавших оказались такие клубы, как “Ювентус”, “Милан”, “Фиорентина” и “Лацио”, согласитесь, эти имена известны любому человеку, мало-мальски знакомому с футболом. Результаты расследования привели к различным наказаниям. “Ювентус” отправился в Серию В, хотя первоначальный вердикт был гораздо более суровым (Серия С1), “Милан” и “Фиорентина” смогли избежать понижения в классе после апелляций, но были лишены очков, а “фиалки” ко всему прочему были отстранены от участия в Лиге чемпионов.
“Старая синьора” пострадала в результате этого скандала больше остальных. Кроме перевода в Серию В, клуб был наказан неучастием в Лиге чемпионов сезона 2006/2007 и лишен двух чемпионских титулов, перешедших к миланскому “Интеру”. С этого момента начинается история ненависти между болельщиками двух сторон. “Нерадзурри” не забывают упомянуть о работе “Ювентуса” с судьями, а те, в свою очередь, приписывают назло всем себе два Скудетто и сравнивают чемпионство “Интера” с куском картона.
Тогдашнему президенту “Интера” Массимо Моратти удалось провернуть сильнейшую аферу, подняв на поверхность все переговоры директора “Ювентуса” Лучано Моджи, убрав конкурентов с пути и проложив дорогу “черно-синим” к доминированию в Италии. Сегодня ни для кого не секрет, что именно руководитель “Интера” спровоцировал один из крупнейших скандалов в истории футбола, выйдя в итоге совершенно сухим из воды. К сожалению, подобные ходы не редкость не только в футболе, но и в любой другой сфере, где оказываются замешаны крупные деньги.
Босс “Интера” Массимо Моратти на протяжении очень долгого времени тратил огромные миллионы на содержание команды, но трофейная засуха не давала ему покоя. Если вы хотите найти главного виновника “Кальчополи”, посмотрите, кто в итоге получил от этого больше остальных. Удивительные связи между компанией TIM (Telecom Italia), ФФИ (FIGC) и La Gazzetta dello Sport уже спустя несколько лет после скандала наводили всех на одну и ту же мысль — Моратти провел гениальную аферу.
Все началось с публикации телефонных разговоров Лучано Моджи в одной из самых популярных ежедневных газет страны — La Gazzetta dello Sport, которую фанаты других клубов шуточно называют La Gazzetta dello Inter. Сегодня подобное является незаконным и расценивается в качестве шпионажа со стороны неправительственной организации, но издание, которое первым подняло шумиху в СМИ, принадлежало человеку по имени Карло Буора. По совпадению, именно этот уважаемый человек занимал пост вице-президента миланского “Интера” в 2004-м году.
Записи разговоров Моджи с официальными лицами других конкурирующих клубов были сделаны фактически за два года до Кальчополи, однако их отправка в судебные органы Турина, Рима и Неаполя не принесла Моратти нужного эффекта. Представители власти попросту не обратили на это внимания, посчитав, что доказательная база достаточно слаба.
Это было планом Массимо Моратти под литерой “А”. Провалив его, оставался единственный выход — поднять огромную шумиху в прессе. До такой степени, чтобы общественность не смогла оставить проблему без внимания. Публикации в La Gazzetta dello Sport привели к настоящему безумию в СМИ. Все сработало. Федерация оказалась вынужденной начать собственное расследование, а глава Lega Calcio Адриано Галлиани подал в отставку, потому что назревал конфликт интересов с участием в скандале “Милана”.
Чрезвычайным председателем комиссии по расследованию этого дела был назначен Гвидо Росси (еще один болельщик “Интера”), а его первым назначением стало привлечение самого Массимо Моратти. Уже после завершения скандала с переводом “Ювентуса” в Серию В Росси занял пост президента в TIM, компании, которая и записала разговоры с участием Моджи и других. Еще одно имя в числе членов совета директоров телекоммуникационной компании — Карло Буора. Не стоит повторять, кто это такой.
Интересные связи на этом не закончились. Марко Тронкетти являлся вторым по величине акционером “Интера” Моратти. Он же был руководителем компании Pirelli, которой принадлежали права на TIM и спонсорские соглашения с “нерадзурри”. Проще говоря, TIM, La Gazzetta dello Sport и “Интер” принадлежали одним и тем же людям. Именно этот консорциум сыграл ключевую роль в обвинительном приговоре.
Огромное влияние Сильвио Берлускони уберегло “Милан” от падения в Серию В, однако “Ювентус” почти бездействовал. “Интер” убрал конкурентов со своего пути, прихватив Скудетто 2005/2006, несмотря на тот факт, что этот год не имел ничего общего со скандалом, ведь записи телефонных разговоров были инициированы двумя годами раньше. Но почему же руководство “бьянконери” не стали включать юридические рычаги на полную мощность?
Причины этому решению могут быть разные, но финансовая составляющая — главный аспект. У компании FIAT на тот момент существовали серьезные спонсорские контракты с TIM, нарушать которые не хотелось никому. Кроме того, апелляция “Ювентуса” могла приостановить футбол в стране на неопределенное время, а поступающие предостережения со стороны ФИФА не позволили пойти событиям по такому сценарию. Итальянской сборной грозило отстранение от участия в международных соревнованиях. Еще одна причина — спонсорские соглашения с TIM со стороны самой лиги.
Наследие “Кальчополи” оказалось слишком тяжелым бременем для всего итальянского футбола. Доминирование “Интера” и абсолютное отсутствие конкуренции ускорили упадок, который и так приближался к Апеннинам с крейсерской скоростью. Известный в прошлом нападающий “нерадзурри” Кристиан Вьери помог в 2009-м году пролить свет на заговор его бывшего клуба, заявив открыто в СМИ, что имеет доказательства причастности Массимо Моратти ко всей этой истории. По словами Вьери, игроки “Интера” подписывали бумаги о неразглашении внутренней информации с планами.
“Я готов показать документы, доказывающие всё вышесказанное, чтобы люди знали правду о произошедшем. Я против собственной воли стал шпионом, меня прослушивали из-за того, что знали о моей честности. Когда я играл за “Интер”, то моя зарплата шла на 70% из фонда клуба и на 30% из фонда “Telecom Italia” в качестве рекламных гонораров. Это делалось для уменьшения величины уплачиваемых в казну государства налогов. Мне очень жаль “Ювентус”, мне жаль “Милан”. Мне казалось, что я делаю добро для “Интера”.
Подходить к истории с “Кальчополи” можно с разных сторон. Кто-то оценит работу Массимо Моратти в качестве величайшей аферы века, приведшей к огромному успеху его клуба, а другие, руководствуясь моральными принципами, осудят произошедшее по полной программе. Любая точка зрения имеет право на жизнь, а споры и разговоры об этом запутанном, тайном и сложнейшем расследовании будут жить еще очень долго, разогревая очередное “Дерби ди Италия”.
Другие тексты Геворга Даниеляна об итальянском футболе:
Фото: IMAGOECONOMICA, LaPresse, La Gazzetta dello Sport, Insidefoto
Нет комментариев