В 1999-м году "Барселона" на свое столетие выиграла чемпионат Испании. В сентябре того же года президенту каталонцев Хосепу Луису Нуньесу исполнилось 68 лет и он стал серьезно задумываться об уходе из клуба. Об этом объявили весной 2000-го года и зрители на "Камп Ноу", которым никогда не нравился жесткий и бескомпромиссный характер президента, устроили ему семиминутную овацию. За 22 года правления Нуньеса футбольная "Барса" завоевала 25 титулов, перешагнула число в 100000 членов клуба и стала общепризнанным мировым топом.
Конечно, уход функционера такого уровня не мог не ударить по клубу. Но мало кто ожидал, что это будет настолько сильный удар.
Новым президентом "Барселоны" стал Жоан Гаспар, крайне популярная фигура в среде барселонских фанатов. Прямой, как башенный кран, Гаспар являлся ярко выраженным антимадридистой и не лез за словом в карман: например, говорил, что никогда не разделит VIP-ложе стадиона с президентом мадридского "Реала". Гаспар считался одним из лучших вице-президентов и переговорщиков в Европе (Нуньес называл его: "Мой второй номер"): этот пост он занимал 22 года. Но хороший вице – еще не значит хороший президент.
Срок правления Гаспара начался с мощнейшего имиджевого удара по "Барселоне": Луиш Фигу по клаусуле отправился в мадридский "Реал". Пока в столице Каталонии сжигали футболки с седьмым номером, новый президент думал, как потратить деньги, невероятные по тем временам 60 млн евро, на усиление состава.
"Барса" купила Овермарса, ставшего самым дорогим входящим трансфером на тот момент в истории блаугранас, своего воспитанника Херарда, нападающего Альфонсо, вратаря Дютруэля и и полузащитника Пети. Все это, по сути, были деньги в никуда: Херард и Альфонсо никогда не являлись игроками стартового состава, Дютруэль если чем и запомнился, то лишь своими ляпами, Овермарс стоил сколько угодно, но явно меньше заплаченных за него 40 млн евро, а что касается Пети, то на первой тренировке новый главный тренер "Барсы" Лоренсо Серра Феррер спросил его: "На какой позиции ты играешь?"
Не вина Пети, что наставник не знал, где на поле располагается чемпион мира и Европы — этот случай больше характеризует отношения между президентом и тренером: то есть Гаспар попросту не согласовывал покупку футболиста с тренером.
Тренеры – еще одна головная боль Гаспара, он попросту не умел их выбирать. Серра Феррера сменила клубная легенда Карлес Решак, который в принципе никогда главным быть и не хотел, ему неплохо работалось и с юношами или ассистентом "мистера". "Барселона" провела крайне неровный сезон 2000/01, разгромно проиграла "Бешикташу" и сантандерскому "Расингу", и вскарабкалась на четвертое место, обеспечив себе участие в Лиге чемпионов, лишь в последнем туре, благодаря гению Ривалдо. В домашнем матче против "Валенсии" бразилец сделал хет-трик, забив решающий гол на 88-й минуте ударом в падении через себя.
Летом 2001-го года Гаспар снова совершал странные покупки, приобретя хрустальных защитников Кристанваля и Патрика Андерсона (у шведа 19 матчей за 3 сезона), непонятного бразильца Жеованни (1 матч за сборную) и его соотечественника, не вписывающегося в старт Рошембака. Даже с вроде бы понятными трансферами все выглядело не так однозначно. В тяжелейшей борьбе с "Реалом" и "Миланом", и существенно переплатив, отдав почти 36 млн евро за 19-летнего игрока, — Гаспар все-таки приобрел аргентинца Хавьера Савиолу, считавшегося форвардом будущего. У Савиолы умер отец, что существенно затруднило его интеграцию в коллектив, а на поле со своими 168 см роста и 60 кг веса он казался тростинкой. Тем не менее, благодаря Клюйверту и Луису Энрике, выгрызавшему для него пространство, аргентинец сумел забить 17 голов в своем дебютном европейском сезоне, хоть и получал нещадную порцию критики в каталонской прессе.
Критиковали не его одного. 23 апреля 2002 года "Барселона" в полуфинале Лиги чемпионов уступила на "Камп Ноу" мадридскому "Реалу", впервые за десятилетие проиграв домашнее Эль Класико, после чего каталонские газеты вышли с заголовками "Позор!", а зрители на каждом матче махали белыми платками, призывая к отставке президента Жоана Гаспара и главного тренера Карлеса Решака. В Примере по итогам сезона 2001/02 "Барса" заняла неубедительное четвертое место, болельщики пребывали в гневе, а будущее клуба казалось туманным, неясным и не слишком перспективным.
Летом 2002 года Гаспар позвал Луи ван Гала, уже руководившего каталонским суперклубом и создавшим завоевывавший титулы, но крайне спорный в плане уж слишком академической игры проект "БарсАякс". Ван Гал сказал, что придет, но только на одном условии – он будет совмещать функции главного тренера и спортивного директора, то есть станет самостоятельно отвечать за трансферы.
Гаспар согласился, предупредив, что денег в казне все равно нет. Куда же они делись, если всего лишь два года назад при Нуньесе "Барселона" считалась процветающим, и в финансовом плане тоже, футбольным клубом?
А дело в перерасходе средств. За два сезона Гаспар потратил на усиления 190 млн евро, и почти все трансферы оказались провальными и не приносили клубу успехов ни в спортивном, ни в маркетинговом векторе. Президент гордился тем, что он на короткой ноге с лидерами клуба, но футболисты искали в этом свою выгоду. Так, например, агент Патрика Клюйверта инициировал слухи о том, что его клиентом интересуется "Реал", и Гаспар, переживая, что после Фигу бланкос заберут еще и нидерландца, немедленно подписал с форвардом новый контракт. Так и росли заработные платы. Ривалдо обходился казне в 13 млн евро в год, и "Барса" попросту была не в состоянии платить такие деньги. Поэтому один из самых дорогих футболистов мира и по-настоящему единственная в ту пору мировая звезда клуба покинула команду… бесплатно. Ривалдо с удовольствием ушел в "Милан": он не собирался работать с ван Галом, с которым конфликтовал и дальше.
На 10 млн евро, остававшиеся в казне, Гаспар приобрел выдающегося плеймейкера Хуана Романа Рикельме. И снова неудача! Казалось, что Рикельме и "Барса" созданы друг для друга, но с одной оговоркой – это утверждение не касалось "Барсы" Луи ван Гала. Тренер не видел для аргентинца места в стартовом составе, полузащитник казался ему слишком медлительным, и вообще ван Гал предпочитал лицезреть Рикельме на фланге, где футболисту, всю жизнь игравшего ярко выраженную "десятку", было максимально неудобно.
Болельщики знали, что при ван Гале команду ждут большие изменения. И, как говорится, дождались. Из Кубка Испании "Барсу" выбила "Новельда", команда, стоявшая навылет в третьем испанском дивизионе. Каталонцы подверглись разгрому от "Севильи" и "Бетиса", а в январе выдали серию из трех матчей без побед (2 поражения), после чего зрители в аэропорту зарядили знаменитое: "Чемодан! Вокзал! Амстердам!"
После 19 туров "Барселона" занимала 12-е место. От зоны вылета ее отделяли 3 очка, от зоны Лиги чемпионов — 12. Ван Гал впервые прилюдно расплакался на пресс-коференции, где было сказано о его уходе, а домой к нему попрощаться приехали Пуйоль, Хави и Вальдес — барселонский молодняк, в который нидерландский специалист всегда верил.
Уже тогда было понятно, что Гаспар команду не вытянет. 13 февраля 2003 года он подал в отставку, оставив "Барселону" в предсмертной агонии: она находилась в сильнейшем экономическом, спортивном и социальном кризисе.
Свой следующий титул она возьмет в 2005 году, когда во главе блаугранас будет стоять новый молодое совет директоров во главе с амбициозным юристом Жоаном Лапортой. Ценой неимоверных усилий Лапорта и его команда функционеров полностью перезагрузят клуб и снова вернут его на вершину. Но это уже совсем другая история…
Другие тексты Глеба Борисова на СТАВКА TV:
Фото: Getty Images, Marca.
Нет комментариев