"Барса" закрыла нынешний финансовый год с рекордным показателем: убытками в размере 97 миллионов евро. Из-за мировой пандемии, но еще больше по причине ужасающего финансового управления каталонский клуб в экономическом плане выглядит колоссом на глиняных ногах.
Недавно стали известны новые подробности относительно ссуды, которую администрация прошлого президента Бартомеу взяла у американского инвестиционного банка Goldman Sachs Group. Ссуда мегазначительная, ее размер – 800 млн евро. Изначально предполагалось, что "Барселона" потратит деньги на проект Espai Barca.
Espai Barca
Этот сценарий тотальной модернизации являлся задумкой президента Сандро Роселя (отсидел в тюрьме за отмывание денег, затем был полностью оправдан по всем пунктам обвинения) и одним из краеугольных камней его мандата. Росель хотел перестроить т.н. "Остров "Камп Ноу" - землю между улицей Аристида Майоля и самим стадионом, которая принадлежит "Барселоне". По задумке Роселя, на "Острове" следовало построить новые тренировочные поля, увеличить парковку (+ соорудить и подземный паркинг), возвести гостиницы, магазины, хозяйственные постройки и новую баскетбольную арену, а также значительно улучшить "Камп Ноу": стадиону нужна крыша, ремонт внутренних помещений и внешние косметические улучшения.
Проект Espai Barca в 2014-ом году оценивался в 600 млн евро, а чтобы его запустить, требовалось для начала провести референдум среди болельщиков. В результате голосования 72,36% сосьос футбольного клуба "Барселона" проголосовали за Espai Barca.
Росель уже договорился с банками, но тут началось его судебное преследование, и президент вынужденно оставил свой пост.
Кредитная карусель
Жозепу Бартомеу катастрофически не хватало денег. "Барса" зарабатывает под миллиард евро в год, имея при этом прибыль в размере 230-250 млн евро. Но 219 млн евро из этой прибыли выплачивается в качестве заработной платы футболистам – у каталонцев невероятно раздутая платежка, а общий выхлоп организации оказывается минимальным при таких колоссальных доходах.
Кроме того, краткосрочные кредиты "Барселоны", взятые у испанских банков, за год выросли почти вдвое – с 217 млн евро в июне 2019-го до 488 млн евро в июле 2020-го. И по этим кредитам тоже надо платить.
Бартомеу в данной ситуации сделал ход конем в виде красочных 800 млн евро, взятых в ссуду у Goldman Sachs. Стороны договаривались о финансовом обеспечении Espai Barca, но на самом деле барселонский президент использовал эти деньги для выплаты заработной платы футболистам, и, возможно, для погашения процентов по краткосрочным кредитам ("Барселона" пропускала платежи два года подряд, в 2018-ом и в 2019-ом).
Чем это грозит?
Марк Сирия, генеральный менеджер компании Diagonal Inversiones и человек, отвечавший за финансовые дела президенты "Барселоны" Жоана Лапорты (2003 – 2010), предсказывает, чем для "Барсы" может закончиться история с ссудой.
- Я не войду в следующих выборах (24 января) ни в команду Лапорты, ни в чью-либо другую команду. Почему? Потому что с финансовой точки зрения это будет самоубийство. Goldman Sachs – инвестиционный банк, это не один из тех испанских банков, которые выдают кредиты. Американцы постучатся в сине-гранатовые двери, если не будут получать свой процент по ссуде (4% в год) и просто заберут собственность клуба. Например, стадион. Или, допустим, вынудят "Барсу" продать активы. А активы футбольного клуба – это игроки.
Кроме того, обращение Бартомеу к американцам значит лишь то, что испанские банки, которым "Барса" должна около 500 миллионов евро краткосрочных кредитов, отказались предоставлять деньги.
Таким образом, экс-президент вверг всю организацию в пучину финансовой катастрофы. Новые члены правления не смогут отдать 30-летнюю ссуду. Выплаты по кредитам станут бременем следующего президента "Барселоны".
Есть ли выход?
Да, но он может негативно отразиться на "Барселоне" как на глобальном спортивном бренде. Чтобы кредиты давили не так сильно, следует предпринять следующие шаги.
1. Продать дорогих игроков. "Барселона" будет просто вынуждена это сделать, чтобы иметь дополнительные финансовые средства.
2. Провести реструктуризацию долга. Испанские банковские фонды, с которыми клуб работает давно, такие как BBVA и La Caixa, на это точно пойдут, поскольку им выгодно долговременное партнерство с клубом. Правда, американцы из Goldman Sachs на такое не пойдут ни за что.
3. Урезать зарплатную платежку футболистов. Это в принципе ненормально, что большая часть прибыли уходит в зарплатную ведомость – это говорит о плохом финансовом управлении, о том, что в команде не умеют считать деньги.
4. Точечно и спокойно работать на трансферном рынке. По подсчетам Diagonal Inversiones, для того чтобы устаканить трансферное безумие имени Бартомеу, в клубе должны исходить из следующих соображений: 60% футболистов первой "Барсы" должны быть выходцами из Ла Масии.
5. Увы, но придется уволить часть сотрудников. В "Барселоне" работает 540 человек персонала, с сокращением придется столкнуться 150 работникам.
Следующий президент "Барселоны" придет в тяжелейшее для команды время. Финансовая составляющая блаугранас настолько аховая, что о трофеях придется думать во вторую очередь.
А в первую – о том, чтобы вообще остаться на плаву.
Другие тексты Алекса Маннанова:
"Атлетико" выиграет Примеру. "Реал" и "Барса" слишком слабы.
Гризманн — худший в "Барсе" прямо сейчас. В чем его главная проблема?.
Фото: Marca.
Нет комментариев