Преамбула
В группе 7 перед последним матчем отбора Евро-1984 сложилась следующая ситуация. Нидерланды шли на первом месте, опережая Испанию на два очка, а Ирландия, Исландия и Мальта уже лишились шансов поучаствовать в континентальном форуме. Шансы же "Фурии" оценивались как чисто математические — несмотря на прогнозируемую домашнюю викторию над Мальтой в последнем матче (за победу в ту пору начисляли два балла), испанцы могли догнать Нидерланды по очкам, но имели гораздо худшую разность забитых и пропущенных мячей (Нидерланды 22:6, Испания 12:7).
Содержание
Таким образом, дабы попасть на Евро, подопечным Мигеля Муньоса следовало обыгрывать мальтийцев с разницей в 11 голов, что выглядело фантастикой. Во-первых, в семи матчах испанское нападение забило всего 12 мячей, а во-вторых, в домашнем поединке Мальта дала "Фурии" настоящий бой и даже вела со счетом 2:1, но все-таки проиграла, пропустив решающий мяч за 6 минут до финального свистка.
Перед игрой в Испании вратарь мальтийцев Джон Бонелло заявил: "Невозможно пропустить 11 голов от этой сборной, даже если против нее выставить детскую команду".
Час истины
В Испанию мало кто верил в победу национальной команды. Севильский стадион "Бенито Вильямарин" вмещал 50.000 зрителей, но на игру пришло едва больше 18.000 человек. Мигель Муньос понимал, что терять уже нечего, поэтому начал с расстановки 3-3-4, которая уже на десятой минуте превратилась в совершенно безумную 2-4-4: центрбек Антонио Маседа выдвинулся в опорную зону. С самых первых минут "Красная Фурия" играла в четыре форварда: Карлос Сантильяна ("Реал") и Лобо Карраско ("Барселона") взаимодействовали на острие атаки, а с флангов их поддерживали Ману Сарабия ("Атлетик", отец Эдера Сарабии, помощника Кике Сетьена в "Барселоне") и Поли Ринкон ("Бетис").
Хозяева поля сразу же побежали вперед, стремясь еще в дебюте поединка зажечь табло. Но Хуан Сеньор не забил пенальти, Испания открыла счет только на 15-й минуте, а мальтийцы несколько сенсационно тоже сумели забить — первый тайм завершился со счетом 3:1 в пользу испанской команды, и, конечно, этого было мало.
Но во второй половине игры зрители лицезрели на поле только одну команду. За 45 минут испанские футболисты забили девять мячей (последний и решающий на счету Хуана Сеньора, не реализовавшего одиннадцатиметровый), и, уничтожив Мальту, обошли Нидерланды в турнирной таблице.
На Евро-1984 команда Мигеля Муньоса завоюет серебряные медали.
Теория заговора
Несмотря на то, что даже KNVB, Королевский футбольный союз Нидерландов, внешне очень спокойно отнесся ко всему произошедшему и даже поздравил испанскую сборную, разговоров вокруг матча ходило чрезвычайно много.
Волну недоверия подняли португальские журналисты и комментаторы, утверждавшие, что во время невероятно долгого перерыва между таймами они видели о чем-то горячо совещавшихся видных футбольных функционеров из RFEF (Королевская испанская футбольная федерация) и MFA (Футбольная ассоциация Мальты). Португальцы предположили, что именно в перерыве Испания предложила Мальте сдать матч.
Кроме того, ходил слух о том, что турецкий арбитр Эркан Гексель оказался "заряжен": Мальта получила быстрый и неочевидный пенальти в свои ворота, доигрывала вдесятером, да и вообще, поединок выдался очень уж странным.
Сам Гексель в интервью Marca в 2008 году рассказывал, что после победы "Фурии" в его честь устроили вечернику, и турецкий консул сказал ему, что Гексель за один вечер сделал для испано-турецких отношений больше, чем сам консул за пять лет.
Тем не менее, турецкий арбитр решительно отметал любые инсинуации на тему сдачи игры/поддавков/вмешательства "человека в черном", указав на то, что он мог бы, к примеру, не засчитывать мальтийский гол и потребовать от Испании перебить нереализованный пенальти.
И еще одна
Спустя 35 лет после легендарного матча несколько футболистов сборной Мальты выступили в программе Fiebre Maldini (выходит на испанском Movistar, ведущий – один из самых известных футбольных журналистов Испании Хулио Мальдонадо по прозвищу "Мальдини"). Экс-полузащитник сборной Мальты Фабри для начала назвал арбитра Эркана Гекселя "режиссером" (в плохом смысле) и "худшим судьей, с которым мне когда-либо приходилось иметь дело". Кроме того, он сообщил, что в отеле, в котором поселилась сборная Мальты, не было электричества и отсутствовал ресторан, а испанские болельщики специально всю ночь пели, плясали и били в барабаны под окнами.
Демануэеле, автор мальтийского гола на "Бенито Вильямарин", утверждал, что видел у соперников пену на губах, понимая под этим поэтическим определением стероидную загрузку. "Мой брат занимался бодибилдингом, — рассказывал футболист, — поэтому я знаю, что это такое. Испанцы принимали допинг. А еще они все время пили воду. Пили и не могли остановиться".
Тренировавший сборную Мальту Виктор Скерри, считавшийся одним из лучших наставников в футбольной истории страны и скончавшийся в прошлом году в возрасте 91-го года, отмечал, что в перерыве в раздевалку человек в белом халате принес дольки лимона, попробовав которые футболисты и тренерский штаб гостевой команды почувствовали себя пьяными.
Позиция Испании
Если на Мальте откровенно стыдятся этого поражения и не любят о нем вспоминать (до такой степени, что вратарю Джону Бонелло устроили публичную обструкцию после того, как он снялся в рекламном ролике), то испанские СМИ практически каждый год возвращаются к этой эпической игре. Матч Испания — Мальта считается на Пиренеях величайшей победой испанского спортивного духа и силы воли.
Хосе Антонио Камачо, бывший капитаном испанской сборной в той игре, так прокомментировал слова мальтийских футболистов и тренеров: "Я даже не знаю, что такое стероид. Они говорят о каких-то дольках лимона, человеке в белом халате, это вообще полное безумие! Единственное, что мы сделали в той игре, так это выложились без остатка".
Вторит ему и Лобо Карраско: "Понимаете, если бы был какой-то договор, то кто-нибудь уже бы давно об этом проболтался. Мы живем в мире, где невозможно хранить секреты. Тот матч, он был словное маленькое чудо, и в жизни любого футболиста бывают две-три подобные игры. И это было именно то чудо, которое мы заслужили".
Возможно, так оно и было, но убийственный счет, комментарии участников проигравшего коллектива и невероятно драматическая развязка в седьмой европейской группе заставляют болельщиков и журналистов раз за разом возвращаться к перипетиям той, почти уже мифологической встречи, и спрашивать себя: "Неужели так правда бывает?"
Фото: Bild, Reuters.
Нет комментариев