В последние годы на африканском континенте доминируют футболисты с Севера. Достижения египетских, алжирских, тунисских и марокканских команд (как клубов, так и сборных) хорошо известны общественности и, к сожалению, вызвали раскол по обе стороны Сахары из-за лучших финансовых возможностей северян.
Из всех африканских стран, имеющих выход к Средиземному морю, лишь одна не может похвастаться достойной футбольной историей – Ливия. Эта богатая нефтью страна стала известна широкой общественности благодаря полковнику Муаммару Каддафи, который на протяжении 42-х лет управлял государством. Он отличался жестким контролем в политической и социальной сфере, а влияние его семьи серьезно распространялось даже на футбол. Муаммар и его сыновья играли большую роль как на поле, так и за его пределами.
Самым важным лицом, связывающим футбол в Ливии с семьей Каддафи, был Саади – третий сын Муаммара. Если открыть его страницу в Википедии, то вы найдете больше забавного, чем информативного: упоминаются убийства, пытки, война, и, что самое забавное, он – бывший футболист.
Саади начал свою карьеру в "Аль-Ахли" из Триполи. Это было в сезоне 1990/1991, но уже через год он перебрался в стан соперников из "Аль-Иттихада", где на бумаге был одним из ключевых творцов успеха клуба. На сегодняшний день нет авторитетных источников, содержащих статистику Каддафи в ливийском футболе. Различные записи говорят о том, что он забил за "Аль-Иттихад" от 20 до 166 мячей. Кроме того, он был лучшим бомбардиром лиги в сезоне 2001/2002, забив 19 голов.
В составе "Аль-Иттихада" он выиграл два национальных титула – не самое большое достижение, когда узнаешь, что именно Саади был президентом ФФЛ (Федерация футбола Ливии).
Хотя история Саади в ливийском футболе покрыта множеством тайн, очевидно, что именно он в тандеме с отцом повлиял на провал клуба "Аль-Ахли" из оппозиционного города Бенгази. Серьезные связи позволили привлечь на свою сторону судей, а толстый кошелек заманил нескольких ключевых игроков "Бенгази" в Триполи.
В сезоне 1999/2000, когда в "Бенгази" столкнулись с проблемой возможного понижения в классе, они оказались не на той стороне, на которой принимались ключевые судейские решения. Вопиющие два пенальти и гол из офсайда в матче против команды Саади вызвали среди болельщиков серьезные волнения. Фанаты "Бенгази" сорвали последний матч сезона, а в городе, который долгое время озвучивал свое несогласие с режимом Каддафи, разразились акции протеста, вынудившие Муаммара действовать.
Что он сделал? Каддафи снес "бульдозером" стадион "Аль-Ахли", а сам клуб был навсегда изгнан из лиги, что остановило рост одного из самых развивающихся африканских клубов на рубеже тысячелетий: время, когда футбол действительно почувствовал на себе серьезный финансовый толчок.
Будучи действующим футболистом и президентом национальной ассоциации, Саади Каддафи становился генератором забавных газетных заголовков. Он заплатил коллегам из Аргентины, чтобы организовать товарищескую встречу между странами в 2003-м году. Сам Саади был капитаном сборной Ливии в том матче.
Когда позже в гости в Ливию прибыла сборная Канады, Саади устроил очередную комедию. Возможно, его замена в том матче войдет в историю футбола в качестве самой долгой, ведь в знак своей благодарности он решил пожать руку каждому канадскому футболисту на поле, затем каждому игроку на скамейке запасных. А еще чуть позже, решив, возможно, показать, что он не обделен чувством юмора, провернул не самый красивый трюк с полицейским, находящимся на стадионе (взгляните на видео на 2:53).
Когда Каддафи играл в национальном чемпионате, то был единственным футболистом в лиге, на спине которого красовалась фамилия. Комментаторы использовали только номера, чтобы как-то обозначить партнеров и соперников на поле.
Известно, что Саади очень любил итальянский футбол, а в 90-х годах тренировался с Полом Гаскойном в "Лацио". В 2002-м году он договорился о покупке его семьей 5,3% акций "Ювентуса", а также сыграл важную роль в организации проведения Суперкубка Италии в Триполи в конце того же года.
Годом позже, к огорчению многих, Саади Каддафи, сын одного из самых известных диктаторов мира, подписал контракт с "Перуджей". Владелец команды – Лучано Гауччи – был человеком довольно противоречивых взглядов. Например, он выгнал из команды корейца Ан Джон Хвана за решающий гол в ворота сборной Италии на чемпионате мира 2002-го года.
Как и в тот день, было совершенно ясно, что подписание Каддафи – не футбольный ход, а символическая сделка между Италией и Ливией. Ходят слухи, что бывший президент "Милана" Сильвио Берлускони убедил Гауччи пойти на тот шаг, чтобы переманить на сторону Италии Каддафи-старшего.
Пресс-конференция по случаю подписания Саади была практически сорвана нескончаемым потоком политических вопросов о беженцах из Ливии. Все пошло наперекосяк. Саади понял, что в Италии никто не будет относиться к нему так же, как дома, именно поэтому решил обратиться за помощью к некоторым известным личностям. Он нанял Диего Марадону в качестве технического консультанта, а знаменитого канадского спринтера Бена Джонсона сделал своим личным тренером.
Гауччи умолял тренера Серсе Косми, но тот отказывался использовать Каддафи-младшего в матчах на протяжении трех месяцев. Когда Саади, наконец, попал на скамейку запасных, послематчевый тест показал следы запрещенного вещества нандролон (которое он якобы использовал для лечения спины), и был отстранен до января.
Саади пришлось подождать до конца сезона в мае, чтобы выйти на поле в матче против "Ювентуса". Он несколько раз коснулся мяча и потребовал помощи врачей после столкновения с Павлом Недведом. Почти сразу после матча его поразил аппендицит. В контракте Саади был пункт, согласно которому он должен был хоть раз обязательно выйти на поле. Что может быть лучше матча против "Ювентуса", не влияющего на турнирную таблицу. К тому же, когда твоя семья владеет частью акций клуба. "Отличный" дебют в европейском футболе.
"Перуджа" опустилась в Серию В, а Каддафи-младший остался в команде на следующий сезон, хотя ни разу больше так и не сыграл. Каким-то чудесным образом он перебрался в "Удинезе". Клуб из Фриули только что назначил Косми в качестве главного тренера, а также заработал путевку в Лигу чемпионов. Таким удивительным образом Саади пересел с черствой скамейки запасных во втором дивизионе на мягкое кресло в главном турнире Европы.
Вы, наверное, догадываетесь, что у 32-летнего Саади Каддафи не получилось героического кинематографического возрождения? В конце сезона он вновь получил символический шанс появиться на поле, и на этот раз его игра была гораздо лучше: восемь передач, один удар и два отбора.
Своим последним ходом в Италии Каддафи-младший перешел в "Сампдорию", так ни разу не сыграв за нее, а затем повесил бутсы на гвоздь. В том же году он провел последний из своих 18 официальных матчей за сборную Ливии. Время, проведенное Саади в Италии, было настоящим шоу итальянской коррумпированности. За четыре года он сумел провести на поле 27 минут и получить звание худшего игрока в истории, когда-либо выступавшего в Серии А.
Но Каддафи-младший был довольно забавным парнем и за пределами футбольного поля. "Мне было бы гораздо легче найти свое место в "Ювентусе", чем в "Перудже". Мои технические качества лучшего всего проявляются в игре с футболистами мирового класса", – ответил как-то Саади на вопрос о мечтах сыграть за "бьянконери".
Он разбрасывался деньгами налево и направо в Италии, посещая самые дорогие магазины и разъезжая на желтом ламборгини в окружении эскадрильи телохранителей. Его бывшие партнеры по команде рассказывали, что Саади использовал личный самолет, чтобы летать из Италии на многочисленные вечеринки. В июле 2010-го года итальянский суд обязал Каддафи-младшего компенсировать 392 000 евро одной гостинице, которой тот не заплатил за месяц проживания летом 2007-го.
Однако многое из этого будет забыто людьми, но роль Каддафи-младшего в гражданской войне – останется в истории навечно. В 2011-м Саади стал командующим ливийским спецназом. Он безуспешно пытался договориться с американскими силами о прекращении огня, а через несколько недель бежал в Нигер, когда ситуация значительно усугубилась. Несмотря на ордер Интерпола, Саади Каддафи оставался там еще три года, прежде чем был экстрадирован обратно в Ливию. Он был обвинен в похищениях и убийстве футболиста Башира Аль-Риани в 2005-м году.
Позже появилась видеозапись, на которой Саади Каддафи подвергался пыткам в ливийской тюрьме. Это привлекло международное внимание и последующее освобождение. В 2018-м апелляционный суд оправдал его по делу об убийстве.
Закончить эту историю стоит по-футбольному, словами бывших партнеров Саади по "Перудже" и "Удинезе".
"Он не был лучшим, футбол был для него хобби. Он – миллиардер, но Саади хотел этим заниматься, хотел играть и тренироваться. Если честно, он делал все и не ожидал к себе особого отношения, хотя вокруг и были его телохранители", – вспоминает Джей Ботройд.
"Саади чувствовал игру, он мог бы правильно распорядиться мячом, но физически он не обладал нужной структурой. Он был недостаточно сильным или выносливым; он не был быстрым. Нет, он не был футболистом. Саади был болельщиком, который получил возможность стать футболистом на мгновение, но все это не по-настоящему", – ставит точку экс-капитан "Удинезе" Валерио Бертотто.
*По материалам Africanfootballhq
Фото: The Mirror, Marca, Daily Mail
Нет комментариев