Самир Ханданович, Маурисио Исла, Кристиан Сапата, Мехди Бенатиа, Квадво Асамоа, Гёкхан Инлер, Давид Писарро, Салли Мунтари, Алексис Санчес, Хуан Куадрадо, Антонио Ди Натале, Антонио Кандрева, Винченцо Яквинта, Марек Янкуловски, Фабио Квальярелла. Думаете, мы перечислили имена этих футболистов, известных каждому любителю игры, забавы ради? Всех объединяет одно: каждому их них дорогу в большой футбол проложил маленький итальянский клуб “Удинезе”. В той или иной степени, конечно. Нет, они не были воспитанниками фриульцев, но стали частью слаженной системы, которая из года в год выпускала на мировую арену громкие имена, наполняя кошельки владельцев миллионами евро.
...
На северо-востоке Италии вы с легкостью найдете прекрасный городок Удине, расположившийся между Альпами и Адриатическим морем в 40-ка километрах от словенской границы. Местные жители, коих можно насчитать не больше сотни тысяч, просто без ума от хорошего вина, а про футбол вспоминают лишь изредка. Это один из немногих уголков современной Италии, оставшийся почти нетронутым со стороны многочисленных армий туристов.
Летом 1986-го года местную футбольную команду приобрел бизнесмен Джампаоло Поццо. Эта покупка стала большой случайностью, т.к. о продаже впервые услышала супруга будущего владельца фриульской команды, перебирая в этот момент свежую порцию слухов в одной из парикмахерских. К несчастью, “Удинезе” в этот период был признан одним из виновников крупного скандала под названием “Тотонеро”, за что был сослан в дивизион рангом ниже. Потребовалось немного времени, чтобы восстановить репутацию “зебр” и закрепиться в Серии А. С момента возвращения в элиту в сезоне 1995/1996 “Удинезе” ни разу не опускался во вторую по значимости лигу Италии, квалифицировавшись в еврокубки в 11-ти случаях из 24-х. Невероятный результат для такой скромной команды.
Такие достижения стали возможны благодаря системе управления, которую “на сапоге” прозвали “Удинезийской моделью”. Она заключалась в создании невероятно обширной скаутской сети по всему миру, с последующим привлечением в команду потенциальных звезд. Семья Поццо целенаправленно взяла курс на взращивание игроков для последующей перепродажи. Казалось бы, это обычное явление для многих небольших клубов по всей Европе, но “Удинезе” может похвастать грамотным управлением, а также обширной связью со многими клубами по всему миру. Еще пять лет назад стратегия Джампаоло Поццо принесла ему больше 200 миллионов евро, а клуб позволял себе держать на контрактах целую сотню игроков.
С тех пор кое-что изменилось. Во-первых, цены на трансферном рынке за последние годы попросту сошли с ума. Во-вторых, на первый план для семьи Поццо стал выходить их другой проект — английский “Уотфорд”. Пожалуй, именно это и было главной причиной начавшегося спада в “Удинезе”, ведь в АПЛ можно было заниматься ровно тем же, но быть окруженным гораздо более платежеспособной публикой. Но об этом несколько позже. Джампаоло Поццо всегда имел в своей голове четкий план управления клубом, а стратегия: “Купить дешевле, чтобы потом продать дороже” — никогда его не подводила. Более того, фриульцы не могли предложить потенциальным звездочкам больших денег, но представляли собой хорошую витрину.
Из-за особенностей итальянской лиги, где платить большие деньги игрокам могли себе позволить только гранды, в руководстве “Удинезе” приняли решение сосредоточить свои силы на африканских и южноамериканских игроках, но в последнем случае было необходимо обойти стороной бразильцев и аргентинцев. Логика простая: в этих странах есть хорошие лиги, поэтому заманить игроков одной лишь возможностью игры на топ-уровне — довольно сложно.
Такой подход к управлению дал не только положительный баланс на счетах семьи Поццо, но и позволил “Удинезе” блеснуть в Европе. В период с 1997-1999 гг. клуб квалифицировался в Кубок УЕФА, а в 2000-м выиграл ныне несуществующий Кубок Интертото. Пять лет спустя Лучано Спаллетти привел команду с Хандановичем, Янкуловским, Мунтари, Писарро и Яквинтой в Лигу чемпионов, где “Удинезе” лишь по разнице забитых и пропущенных мячей пропустил в раунд плей-офф бременский “Вердер”. После этого успеха для клуба наступила полоса из средних результатов, но подпитанный свежей кровью в лице Алексиса Санчеса, Кристиана Сапаты, Маурисио Ислы и Хуана Куадрадо, “Удинезе” финиширует четвертым в сезоне 2010/2011 и вновь получает право играть в Лиге чемпионов.
“Удинезе” выручил 26 млн. евро с продажи Алексиса Санчеса в “Барселону”, 20 млн. с отъезда Хуана Куадрадо в “Фиорентину”, а за своего нынешнего капитана — Самира Хандановича — “Интер” выложил в сезоне 2012/2013 сумму в 15 млн. евро. Просто посмотрите в таблицу, которую мы подготовили для вас, цифры и имена будут гораздо красноречивее нас. Проверни “Удинезе” все эти трансферы в последние три года, клуб заработал бы значительно больше, но пока стратегия семьи Поццо работает, болельщикам не стоит переживать. Сейчас в команде нет откровенных звезд, но они имеют отличную особенность возникать в судьбе фриульской команды в самый нужный момент.
Одной из отличительных особенностей дела семьи Поццо является постоянная связь между несколькими клубами. Например, в 2009-м году им удалось приобрести испанскую “Гранаду”, проданную через семь лет китайской компании Link International Sports за 37 млн. евро. А в 2012-м у руля английского “Уотфорда” встал сын Джампаоло Поццо — Джино. Связи между несколькими собственными командами позволили итальянцам развить свою скаутскую сеть до невероятных масштабов. Переходы между командами были очень частым явлением, хотя в наши дни стороны стараются сделать клубы более независимыми.
Подобные схемы в футболе уже не являются редкостью, в том числе среди очень больших клубов и компаний, что еще раз доказывает состоятельность стратегии Поццо. В качестве примера можно привести City Football Group, взявший под свой контроль “Манчестер Сити”, а также ряд больших клубов в США и Австралии. Или можно обратить свой взор на гиганта в области производства энергетических напитков — Red Bull, создавшего сильнейшие коллективы в Германии и Австрии. Но, в отличие от этих компаний, семья Поццо ориентирована исключительно на заработке с футбольной составляющей. С “Уотфордом” и “Удинезе” было бы глупо делать ставку на маркетинговую основу, которую могут себе позволить владельцы “Манчестер Сити” или “РБ Лейпциг”.
В прошлом существовали монументальные личности из тренерской сферы, которым удавалось контролировать большую часть деятельности клубов. Например, одним из таких людей можно смело назвать сэра Алекса Фергюсона. Сейчас эта система больше не работает. В клубах, подобных “Уотфорду” и “Удинезе”, тактику и стратегию работы определяет только лишь руководство. Это позволяет им постоянно держать руку на пульсе и четко следовать своему первому правилу успеха: “Действуй быстро, но всегда оценивай риски”.
Действительно, “Удинезе” не может позволить себе размышлять над тем или иным трансфером слишком долго. Покупка молодого игрока — всегда большой риск, но иногда скорость принятия решений является ключом к успеху. Вторая точка соприкосновения — поиск недооцененных игроков. Несмотря на то, что скаутская служба семьи Поццо достигла невероятных масштабов, у топ-клубов всегда есть гораздо больше инструментов. Они вольны выбирать первыми в вопросе игроков, которые однозначно претендуют на звание будущих звезд. Фриульцы в этой ситуации копают рынок гораздо глубже, чтобы подобрать того игрока, которого посчитали недостаточно хорошим “птицы высокого полета”.
Третий пункт стратегии: “Покупай иностранцев, плати меньше заработной платы”. Звучит странно, не так ли? На самом деле все гораздо проще, чем кажется. Как бы не менялась ситуация на трансферном рынке, одно остается на прежнем уровне: иностранные игроки, а в частности ребята из Южной Америки, будут стоить гораздо дешевле местных, а заработная плата, которую потребуют соотечественники за неделю работы, для латиноамериканцев будет месячной нормой. Это позволяет существенно экономить.
Помимо прочего, семья Поццо четко понимает необходимость использования всех возможных лазеек для получения выгоды. Например, в случае с Алексисом Санчесом клуб проявил недюжинное терпение, приобретя на него права, а затем отдав в аренду нескольким южноамериканским клубам. В итоге: чилиец приехал в Италию уже набравшись “мясца” и здоров проявил себя в такой вязкой лиге. Подобный подход стал практиковать и “Уотфорд”, когда руководство лиги решило ввести строгие миграционные правила на иностранных игроков. “Удинезе” в этом случае использовался в качестве буфера, позволяющего будущим игрокам АПЛ набрать необходимый международный опыт перед переездом на туманный Альбион.
Для “Удинезе”, “Уотфорда” и подобным им клубам в команде почти не существует неприкасаемых лиц (не трогать руками монументального Тото Ди Натале). У всех есть цена, а держаться не станут даже за тренера-победителя. Да, к сожалению, такие коллективы крайне редко добираются до значимых трофеев, проводя большую часть своей жизни в середине национального первенства, но болельщики получают гарантии стабильности, чего не хватает многим другим. История Поццо не является уникальной в чистом виде, но тонкости подхода к работе делают их семью одной из самых колоритных фигур современного футбола.
Другой мастрид от Геворга Даниеляна на СТАВКА TV:
Фото: Zimbio, Eurosport
Нет комментариев