Вспышка коронавируса остановила все поединки в Европе, оставив лишь Беларусь поддерживать честь Старого Света перед всем футбольным миром. Невозможность проведения матчей — лишь одна сторона проблем в индустрии. Вторая, о которой не говорят так много, но которая стоит довольно остро, — это трансферный рынок, являющийся неотъемлемым механизмом игры.
Тяжелое положение болельщиков и игроков приковало к себе все внимание общественности, но серьезно от пандемии коронавируса пострадала и система скаутинга. Молодёжные матчи постепенно отменялись, все больше игр проводилось за закрытыми дверями, а затем и вовсе были отложены почти все национальные первенства по всему миру. К тому же, некоторые скауты оказались закрыты в так называемых "красных" (особо опасных) зонах.
Как и в любом другом бизнесе, невозможность осуществления поездок с целью деловых встреч серьезно затрудняет планирование рабочего процесса. В футболе эта проблема усугубляется в несколько раз, ведь ключевые решения в вопросах трансферов принимаются лицом к лицу, а видеоконференции не являются хорошей альтернативой. Трансферы — это все еще культура тайных встреч, закулисных разговоров и балансирования на грани.
Скаутские службы многих клубов пытались вести свои дела в условиях первоначальных ограничений, отправляя агентов в не столь отдаленные точки, куда можно было добраться на машине. Межконтинентальные перелеты осуществлялись с большой неохотой, и дело здесь не только в риске заражения сотрудников, а еще и в отсутствии гарантий возвращения скаута, так как ситуация в мире менялась ежечасно, а все новые границы захлопывались.
При нормальных условиях функционирования системы, скаутские службы европейских клубов планируют свою работу на ежемесячной основе. Расписано все: перелеты, встречи, проживание и посещение матчей. Сейчас клубы не могут организовать свою работу даже с учетом лишь одного дня. Интересно, что постепенное закрытие футбольных чемпионатов повлияло на приоритеты скаутских отделов ведущих клубов Европы. Когда еще была такая возможность, чаще стали ездить в те страны, которые раньше не принимались всерьез во внимание. Например, так было с государствами Восточной Европы и Северной Африки.
Сам процесс покупки игрока — долгий и кропотливый, а финализирует работу скаута вышестоящее руководство, которому и приходится платить. Когда скаут представляет совету директоров перспективную цель для трансфера, он прилагает многостраничное досье, содержащее множество отчетов, анализов, статистическую и аналитическую информацию. С учетом растущих цен на футболистов, когда 100 млн. евро уже не считается чем-то фантастическим, но все-таки остается очень существенным, клубы не могут себе позволить рисковать, основываясь исключительно на видеоматериалах о потенциальном новичке. Главной проблемой вновь становится невозможность подтвердить выбор собственными глазами.
Даже переход к нормальной жизни не гарантирует сиюминутного восстановления трансферных процессов. Требуется время, и вот что интересно: в условиях ограниченности мы можем получить рост показателей на внутренних рынках. Во многом подобные переходы могут быть вынужденными, а цены на игроков — завышенными, так как существенной альтернативы попросту не будет. А если добавить к этому классическое нежелание клубов продавать своих лучших игроков главным конкурентам, то ценовой дисбаланс может быть еще более серьезным.
Удивительным образом остановилась и мельница трансферных слухов. Сейчас людей абсолютно не волнует, где продолжит свою карьеру Погба или Неймар. Никто даже не знает, когда может начаться следующий сезон, и финансовые последствия для футбольных клубов, а, следовательно, и для трансферного рынка, скорее всего, будут значительными. Исследование, проведенное KPMG на прошлой неделе, показало, что отмена остальной части этого сезона обойдется клубам пяти ведущих европейских лиг в 4.33 миллиарда долларов в виде упущенной выгоды.
Давайте, например, взглянем на такой клуб, как "Монако", который за последние сезоны сгребал огромные деньги от продаж своих талантов, реинвестируя частично средства в состав, пытаясь удержаться на плаву. Вице-президент клуба Олег Петров уже высказал свою обеспокоенность относительно будущей трансферной политики:
"Учитывая ситуацию в мире, клубы будут менее склонны платить суммы, которые мы хотим получить". Но существует еще одна насущная проблема — истекающие контракты.
Подписание контрактов до 30-го июня является общепринятой практикой. Но если сезон не завершится к этому времени, многие игроки могут оказаться в статусе свободных агентов еще до фактического завершения первенств. Поговаривают, что с легкой руки ФИФА и УЕФА истекающие контракты могут быть автоматически продлены еще на один месяц, чтобы защитить клубы.
Однако некоторые команды вынуждены уже сейчас принимать решительные меры, чтобы избежать финансовой катастрофы. Например, швейцарский "Сьон" разорвал контракты с девятью футболистами, которые отказались перейти в режим "временной безработицы", а шотландский "Хартс" предложит игрокам и персоналу перейти на выплаты половины заработной платы на время приостановки сезона из-за распространения коронавируса.
И пока Мино Райола щеголяет перед микрофонами журналистов, заявляя о желании привести этим летом в "Реал" очень большого игрока, реальная ситуация на рынке выглядит гораздо более печальной. Финансовые проблемы клубов будут иметь прямое воздействие и на характер действий некоторых команд на трансферном рынке. Речь идет об агрессивной распродаже, как о методе выживания. К подобному сценарию могут прийти очень многие, особенно это касается маленьких клубов.
Сейчас мы волнуемся о том, сможем ли завершить сезон 2019/2020 в срок, но стоит подумать вот о чем: начнем ли мы следующий по графику? Не зная, как долго будет продолжаться кризис, погрязнут ли клубы в финансовых проблемах от гигантских выплат своим звездам, делать выводы очень сложно, однако очевидно, трансферный рынок ждут непростые времена, а клубам предстоит принять много сложных и неоднозначных решений.
Другие тексты о футболе и коронавирусе на СТАВКА TV:
Фото: Getty Images, Reuters.
Нет комментариев