В “нулевых” теннис был прекрасен. Молодой Энди Роддик вихрем врывался в элиту, уничтожал всех своей подачей и брал родной US Open. Это был 2003-й, и тогда американец стал первой ракеткой мира, сменив испанца Хуана-Карлоса Ферреро. Он тоже был в большом порядке и считался королем грунта до того, как власть на этом покрытии захватил Рафа Надаль. О чем можно говорить, если свои “Шлемы” брали даже Иванишевич (“Уимблдон”-2001) и Гастон Гаудио (если вы его вспомнили, то вы в нашей секте). Что происходит сейчас?
Колоссальный разрыв между элитой, в которую входят только трое, и остальными. Джокович, Надаль и Федерер выиграли 13 из 15 последних мэйджоров и устроили из главных соревнований в мире тенниса монополию. Последним, кому удалось прервать гегемонию “большой тройки”, стал Стэн Вавринка, взявший в 2016-м US Open. Долгое время в ATP существовала “большая четверка”, но Энди Маррей за это время был только в качестве фона для Ноле, Роджера и Рафы. Он постоянно проигрывал им в финалах, рыдал на церемониях награждения и полностью износил свой организм изнурительной борьбой с легендами. В итоге у Энди новый тазобедренный сустав и туманное будущее (он пока играет только в паре), а в первой тройке все без изменений.
Главный вопрос: это Джокович, Надаль и Федерер так хороши или все остальные вдруг резко разучились играть? С одной стороны, и в 90-е, и в “нулевые” была небольшая группа теннисистов, похожим образом делившая трон на “Больших шлемах” между собой. Но тогда в разборки Курье и Бругеры на “Ролан Гаррос” врывались Мустер, Кафельников и Куэртен. Сейчас во Франции король только один. Федерер побеждал в Париже в тот год, когда Рафа еле передвигался по корту, Вавринка брал кубок, когда испанец был в глубоком игровом кризисе, а Джокович воспользовался снятием Надаля по ходу турнира из-за травмы. В Австралии властвуют Джокович и Федерер, взявшие на двоих девять титулов за последние десять розыгрышей. Чуть лучше обстоит ситуация в Нью-Йорке, где за 10 лет было шесть разных чемпионов. На “Уимблдоне” тоже все не очень хорошо: топ-3 плюс Маррей, дважды обломавший фаворитов.
По титулам на “Больших шлемах” в разные годы все было плюс-минус одинаково. Их между собой делили лишь избранные (группы от 4 до 6 человек). Все стало гораздо хуже с конкуренцией внутри самих турниров. Сейчас она просто убита. О чем говорить, если на последнем “Уимблдоне” в трех играх 1/4 финала коэффициенты на победителей колебались от 1.06 до 1.13? Натуральная катастрофа. Плохо, когда в любом виде спорта ты с закрытыми глазами можешь назвать трех из четырех полуфиналистов. Еще хуже, когда до главных игр они доходят так же спокойно, как Ольга Бузова подставляет рот под тертую на уровне члена морковь. Привычное дело.
“Люди фантазируют о новом поколении – Next Gen, но мы видим только Old Gen. Они похоронили Present Gen и теперь делают то же самое с новым”, – вот что думает о тотальном доминировании топ-3 Джон Макинрой.
Пока о Next Gen больше пустых разговоров, чем реальных дел. Если вы вдруг не знаете, о ком идет речь, то коротко: это ребята, которые должны прийти на смену нынешним королям. Но пока у них не только ноль титулов, но и нет никакой стабильности. Поколение Z негласно (исходя из рейтинга) возглавляет немец с российскими корнями Александр Зверев, но его лучший результат на мэйджорах – четвертьфинал “Ролан Гаррос”. На каждом крупном турнире он не справляется с нервами, крушит ракетки, совершает больше двойных, чем эйсов и стабильно уезжает домой после первой недели. Какой лидер, такое и поколение.
Впрочем, после Австралии-2019 небольшая надежда на этих парней остается. Грек Стефанос Циципас, у которого тоже русские корни (его мать – известная советская теннисистка Юлия Сальникова), дошел до полуфинала. Однако то, как его унизил там Надаль, наводит на неприятные мысли. Россияне Даниил Медведев, Карен Хачанов и Андрей Рублев тоже входят в пул молодых и дерзких (первые двое даже ворвались в топ-10 на этой неделе), но пока у них на троих два четвертьфинала ТБШ.
“Необычное время в мужское теннисе. Невозможно было предположить, что я, Рафа и Новак будем играть так долго и так успешно. Так что, во-первых, мы многих ребят не пустили к большим победам. Во-вторых, были ли они так же талантливы, как Рафа, Новак, я? Может, не были”, – так высказался о тотальной доминации “большой тройки” Федерер.
Маэстро вскользь упомянул и такой фактор, как подсчет рейтинговых баллов. Мол, в его время было все немного проще, а за победы над лидерами мирового рейтинга давали еще и дополнительные бонусы. Сейчас теннисистам сложнее вклиниться в серьезный замес еще и потому, что Рафа забрал себе грунт, Новак – траву, а хард они распилили на троих. Однако это скорее очередное оправдание для подающих надежды золотых мальчиков. Многие из них думали, что станут лучшими просто потому, что они такие уникальные. Но теннис не прощает подобного отношения.
Пока Джокович в 20 лет брал первый ТБШ, Гулбис в те же годы пропивал карьеру в клубах и стрип-барах. Надаль в 18 зубами урвал “Ролан Гаррос”, а Шаповалов хладнокровно расстреливал арбитра на вышке мячом. Федерер в 23 года взял четыре мэйджора, а Хачанова до сих пор многие считают молодым и перспективным. Очевидно, что конкуренция в теннисе находится где-то в районе задницы не только из-за силы Роджера, Рафаэля и Новака.
Главная вина лежит на плечах тех, кто, похоже, не сильно стремится менять сложившийся порядок вещей. Некоторые из тех, кого называют будущим тенниса, думают только о себе, удовлетворяются кэшем и открывшимися возможностями, взрывают социальные сети и снимаются для мужских журналов. Это все классно и правильно, но иногда нужно еще и круто выполнять свои прямые обязанности. А то может получиться так (очень этого не хочется), что “большая тройка” уйдет, а смотреть теннис будет невыносимо грустно.
Другие тексты про теннис на СТАВКА TV:
Фото: AP, Getty Images
Нет комментариев