Как ни старались власти "Поднебесной", коронавирус покинул пределы Китая. Эпидемия добралась до Европы, число заболевших в Италии — более 10 тыс. человек. В стране карантин, приостановлены матчи Серии А, Ла Лиги, Лиги 1 и после выходных Бундеслиги. По всему континенту профилактические меры: "Валенсия" и "Аталанта" играли при пустых трибунах, есть риск переноса Евро-2020.
В России пока все спокойно — заболело 41 человек, все живы и проходят лечение. На всякий случай в Москве отменили спортивные мероприятия, но клубы будут сами решать, впускать зрителей на матчи или нет. Главная проблема в нашей стране связана с падением рубля. На торгах "рухнула" нефть, России угрожает новый финансовый кризис.
Подобное уже было в 2014 году, тогда пострадали многие профессиональные клубы. СТАВКА TV вспоминает главный кризис в российском спорте.
Старые грабли - бюджет в рублях, зарплаты в валюте
До сих пор считаете, что спорт вне политики? Эти вещи не всегда связаны напрямую:
Коронавирус повлиял на мировую экономику — на азиатском рынке образовались излишки нефти;
Члены ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) не смогли договориться о снижении добычи;
Сделка сорвалась, баррель нефти подешевел на 30% ($ 45 - $ 31).
Последний раз такой обвал цен случился в 1991 году, когда в Персидском заливе разгорался военный конфликт. Курс рубля напрямую зависит от стоимости нефти. Богатые тоже плачут, кризис не обойдет их стороной. Так, например, Леонид Федун за неделю потерял миллиард долларов! Президент "Спартака" заявил, что и сам клуб пострадает: "Конечно, нынешний кризис повлияет на "Спартак". Зарплаты у всех в евро, а доходы в рублях".
Не нужно быть экономистом, чтобы понять опасения Федуна и владельцев других клубов. С падением рубля вырастут расходы по отношению к клубному бюджету, возникнут финансовые сложности. Президенты "Спартака" и "Зенита" предлагали перевести все клубы РПЛ на зарплаты в рублях, чтобы избежать подобных проблем, но эту идею не поддержали. В КХЛ, например, давно перешли на рубли, и кризис ударит по ним в меньшей степени.
Российский футбол привык наступать на старые грабли. Проблемы всегда приходят неожиданно, и здесь актуально выражение "Хочешь мира — готовься к войне". Леонид Федун первым начал переводить игроков на рубли. Звучит разумно — и доходы, и расходы в национальной валюте, без привязки к евро или доллару. Но есть одна проблема, о которой рассказал президент "Спартака":
Что будет с российским клубами?
Из слов Федуна ясно одно — легионеров станет меньше. Тут как нельзя кстати ужесточение лимита (не более 8 иностранцев в заявке), однако пострадает их "качество". В 2014 году генеральный директор "Спартака" Роман Асхабазе заявил, что "ни один легионер не приедет в Россию ради зарплаты в рублях". Вряд ли что-то изменилось с тех пор, ведь Россия — специфическая страна с точки зрения спорта. Заманить высококлассного легионера к нам тяжело, рычагов давления не так много. Зарплата является главным стимулом, но теперь и он под вопросом.
Еще одна проблема — покупка игроков. Иногда клубы разбивают трансфер, чтобы уложиться в требования финансового Fair Play. Сумма выплачивается несколькими траншами, иногда не один год. Те клубы, у которых остались обязательства по трансферам, сильно пострадают (точнее, их бюджет).
Даже если все трансферы закрыты, будут проблемы с новыми покупками. Яркий пример — ЦСКА после кризиса 2014 года. До падения рубля, случившегося шесть лет назад, "армейцы" тратили миллионы на усиление состава. В течение трех сезонов после кризиса ЦСКА экономил на трансферах.
Кризис ударил не только по богатым, но и по бедным. Несколько футбольных клубов обанкротились: "Торпедо", "Амкар", "Кубань", на грани был и "Ростов". Финансовые проблемы так или иначе возникнут у всех клубов.
Как поступить клубам в этой ситуации?
В сезоне 2014/15 руководители РПЛ создали меморандум, согласно которому зарплаты в валюте были зафиксированы на одном уровне: евро — 55 рублей, доллар — 45 рублей.
Можно вернуться к практике шестилетней давности, но куда лучше - окончательно перейти на рубль. Это касается не только РПЛ, ведь в Единой лиге ВТБ также платят валютой. Два года назад "Химки" закончили сезон с дефицитом в 100 млн рублей. Страшно представить, что будет с ними после кризиса, ведь в подмосковном клубе играет Алексей Швед - самый высокооплачиваемый игрок Единой Лиги ВТБ (4 млн долларов).
Еще один вариант, при котором можно избежать больших проблем - разгрузка зарплатной ведомости. Проще говоря, это продажа дорогих игроков с большими окладами. "Дыру" в составе можно "заткнуть" молодежью, ведь их контракты обходятся дешевле.
Кроме сложностей с расходами, клубы столкнутся со снижением доходов. Многие закрыли трибуны или приостановили продажу билетов на конкретные матчи:
встреча 22-го тура РПЛ между "Спартаком" и "Уфой" пройдет без болельщиков;
"Барыс" закрыл трибуны до неопределенного срока;
"Йокерит" принял решение провести матчи против СКА без зрителей;
"Ак Барс" приостановил продажу билетов на матчи серию матчей плей-офф КХЛ с "Салаватом Юлаевым".
От посещения матчей напрямую зависит пополнение бюджета, но тут каждый действует на свой страх и риск. Что важнее для клуба — деньги или здоровье болельщиков? В любом случае, это все меры предосторожности, а не карантин, как в Европе.
Другие статьи о финансах и спорте на СТАВКА TV:
Фото: РИА Новости, СТАВКА TV.
Нет комментариев