Так сложилось, что теннис в России всегда был в тени гораздо более востребованных аудиторией футбола и хоккея. Эти виды спорта традиционны для нашей страны, там у нас (особенно в хоккее) больше побед и в них вкачивается очень много государственных денег. Последнее по-настоящему значимое событие для России в теннисе случилось в 2005-м году.
На Открытом чемпионате Австралии победил Марат Сафин и завоевал свой второй и последний “Большой Шлем”. После этого больших побед ни у кого из наших не было. Яркие всплески, вроде выходов в полуфиналы Николая Давыденко и Михаила Южного не возбуждали целую страну так, как спурт 23-летнего Даниила Медведева к вершинам US Open.
К сожалению, в России главное мерило любого спорта – победы, медали и кубки. Поэтому Универсиада или Спартакиада всегда будет важнее даже самого крупного соревнования по теннису, баскетболу или гандболу. Для того, чтобы на тебя обратили внимание спортивные чиновники, а матч с твоим участием показали на многомиллионную аудиторию нужно совершить спортивный подвиг. Медведев приехал в Нью-Йорк после четырех недель без отдыха, мучился с судорогами и травмами (то бедро, то плечо), но сквозь боль продрался в финал.
Только тогда на Первом канале зашевелились и купили права на показ решающего матча у Евроспорта. Одним из комментаторов главного теннисного баттла 2019-го стал Марат Сафин. Тот самый великий чемпион, за которого многие из нас переживали, пропуская школьные уроки и пары в универе. И его перформанс у микрофона получился божественным. Скорее всего, эта ночь навсегда останется в памяти у тех, кто посмотрел финал от начала и до конца, пропустив через себя все электричество, которым был наполнен каждый розыгрыш.
Медведев начал очень бодро, повел с брейком, но сразу же отдал свою подачу. Даниил в первых двух партиях делал все то, чего мы так опасались: качал на бейслайне и всячески пытался перетерпеть Надаля в затяжных ралли. Ожидаемо, что такая тактика работала только во вред. Испанец спокойно пользовался коротким ответами россиянина и забивал навылет с любимого форхенда, иногда врубая бешеные кроссы с бекхэнда. Марат не выдерживал и порой прям орал в трансляции на главном канале страны: “Ну что ты делаешь? Забивай, иди на мяч”. Как только Медведев снова развивал атаку, которую не мог завершить, Сафин все время призывал: “Ближе, ближе”. А после дико негодовал: “Ну вот видите, опять Даня стоит и ждет”. И в этом контексте особенно круто смотрелись его последующие извинения перед всеми телезрителями. “Простите меня за эти эмоции, я просто очень переживаю”.
Но такого живого комментария с полным погружением в тонкие нюансы игры не было уже очень давно. В биатлоне есть Губерниев, в футболе – Аршавин, в хоккее – Вайсфельд, а в теннисе постоянно не хватало свежего взгляда на игру. И вот пришел Марат и сразу занял королевский трон. Я с большим уважением и даже пиететом отношусь к Анне Дмитриевой и Александру Метревели, но кажется, что им довольно часто не хватает остроты и живого русского языка. Сафин с его “подрезульками”, “пивасиком” и “игрулей” выглядит непривычно резко для консервативной части аудитории, но в то же время настолько по-свойски, будто с тобой рядом на диване сидит твой давний друг и объясняет правила понятными словами.
Именно Сафин в середине третьего сета после брейка Надаля, когда многие думали отправиться в кровать, предупредил: “В этом матче все еще может быть. Надаль ошибается, потому что он своего соперника уважает”. В свое время почти такую же фразу сказал великий футбольной комментатор Владимир Маслаченко после первого тайма финала Лиги чемпионов “Милан” – “Ливерпуль”. “Россонери” тогда вели 3:0, но мэтр предупредил, что еще ничего не решено, и во втором тайме будет совсем другая игра. В итоге англичане сравняли счет, а потом выиграли в серии пенальти.
Медведев, начиная с середине третьей партии полностью изменил свою игру. О его тактической гибкости мы тоже предупреждали, и вот этот прием снова работает в самый нужный момент. Если Джоковича в Цинциннати Медведев удивил роскошной второй подачей с силой первой, и Новак так и не смог прибиться к ним, то с Рафой все было гораздо изощреннее. Во-первых, Даниил стал рисковать и выходить к сетке практически в каждом розыгрыше на своей подаче. Где-то это выглядело авантюрно, где-то ему не хватало координации, и после этого звучало мощное сафинское: “Да куда же ты …?!”, но в целом работало достаточно неплохо. За все время на US Open Медведев выходил вперед сразу после подачи пять раз. В финале – в три раза больше. 15 раз в одном матче!
Во-вторых, россиянин стал играть гораздо острее, глубже и смелее, и Сафину уже было сложнее выкрикнуть по ходу надоевшей ему перекидки на задней линии привычное для первых двух сетов “Опять центр!”. Тогда Медведев все делал настолько прямолинейно, что ему бы позавидовали политтехнологи мэра Москвы, и Марата это предсказуемо выводило из себя. Он всегда играл в атаку и не понимал, зачем Даниил отыгрывается на середину корта и ждет ошибки от самого стабильного игрока в мире. Третий сет Медведев завершил максимально красиво, забив бекхэнд линии, а до этого погоняв Рафу по бейслайну.
Он заиграл свободно, перестал использовать дропшоты, которые только вредили и провоцировали на справедливый гнев Сафина (“Зачем эти детские штучки?!”). Первая подача шла просто сказочно (64%) и спасала в ключевые моменты (14 эйсов), а в длинных розыгрышах преимущество Надаля улетучилось вместе с его уверенностью в себе. Когда по ходу четвертого сета на экран вывели статистику, даже не верилось в то, что в обменах, где наносилось больше 9 ударов, был практически паритет – 25:24 в пользу испанца. Четвертую партию Даниил завершил в свою пользу в стиле Рафы: обвел его, в панике выскочившего к сетке, обводящим по линии через коридор. Марат очень точно подвел его итоги: “Красавец, Даня. А Надаль стареет на наших глазах”.
В этот момент в победу Медведева поверили даже букмекеры, которые до матча давали на его победу около 7, а при счете 0:1 и 15:40 на подаче Надаля уже 1.72 при 1.93 у Рафы. Однако Даниил не смог реализовать три брейк-поинта в стартовом гейме и окончательно сломать вторую ракетку мира. Хотя по состоянию Надаля было заметно, что он сильно нервничает. Такого растерянного взгляда у испанца не было давно. Он тянул время между розыгрышами, получал справедливые штрафы от судьи на вышке, лишаясь первой подачи, и выслушивал недовольный гул публики. Но в этом и заключается величие: не сдаваться даже тогда, когда все против тебя, ноги уже не работают, а руки устали настолько, что не способны направлять мяч с необходимой скоростью в нужную точку.
Было отчетливо заметно, как сильно тяжело обоим, но в нужный момент именно Надаль воспользовался секундными слабостями Медведева. Получил короткий ответ на брейк-поинте? Забил форхенд. Понял, что твой соперник немного потерял концентрацию и играет из последних сил? Замучил его слайсами под бекхэнд. Увидел, что Медведев в решающий момент стоит далеко за задней линией? Выдал идеальный укороченный и заработал матчбол. Рафа Надаль побеждает в таком стиле уже 15 лет и неизвестно, сколько еще будет играть. Вчера он взял 19-й титул на мэйджорах и максимально приблизился к Федереру (20).
Но главное событие для всей страны – великолепное выступление Даниила Медведева на американских кортах (не только на US Open, но и в целом на летней серии турниров) и Марата Сафина – в комментаторской. Эти ребята зажгли так, что теперь, кажется, в России снова влюбятся в теннис. Надолго ли?
Фото: AP, REUETS, US Open
Нет комментариев