В Сегунде, второй испанской лиге, финиш выдался под стать бескомпромиссному пиренейскому лету, то бишь максимально жарким. Напрямую в Примеру отправились "Уэска", вырвавшая победу в дивизионе в последнем туре, и ультраоборонительный "Кадис" Альваро Серверы, который во всем, кроме цвета формы, похож на нынешний "Хетафе". Еще одну путевку разыграют через систему промоушена (полуфиналы и финал) четыре клуба. Среди них выделяется "Сарагоса" - крайне зрелищный коллектив, занявший в Сегунде третье место.
Содержание
Славные страницы истории
"Сарагоса" - восьмая по популярности команда Испании (согласно докладу CIS, Центра социологических исследований, ее поддерживают 1,3% всех болельщиков страны) и номер девять в исторической классификации испанских клубов – в данном реестре представители распределены по очкам, набранным в Примере за полную историю ее существования.
Лучший футбольный уполномоченный автономного сообщества Арагон никогда не попадал в элитный список чемпионов Испании – в Примере было только 9 разных победителей за 89 розыгрышей, зато 6 раз выигрывал национальный кубок.
В 1995-ом году, ведомая блестящим молодым новатором Виктором Фернандесом, "Сарагоса" завоевала Кубок кубков, и, наверное, даже те болельщики, которые не застали этот триумф в силу своего юного возраста, все равно видели великий победный гол полузащитника Найима, на 120-й минуте закинувшего мяч за шиворот Дэвиду Симэну.
Девяностые и нулевые – самое славное и стабильное время в истории "Маньос" (прозвище команды на местном сленге, означающее "Арагонцы"). Клуб высоко котировался и двадцать лет не вылетал из Примеры, но затем арагонскую вотчину накрыла тусклая тень.
У тени было имя: Агапито Иглесиас.
Варвар Агапито
Aragon TV в передаче, посвященной Агапито Иглесиасу, сравнивала его роль в "Сарагосе" с той, что сыграли племена варваров при разграблении Рима.
Этот бизнесмен, будучи владельцем промышленной группы Codesport, в 2006-ом году стал мажоритарным акционером "Сарагосы", а в 2009-ом – и президентом клуба. Новый рулевой выделялся тем, что очень много тратил, с беспечной легкостью меняя тренеров и футболистов.
В финале Лиги Европы-2011 в Дублине сошлись португальские "Порту" и "Брага". Агапито Иглесиас присутствовал в VIP-ложе стадиона "Авива", и по секрету сообщил всем присутствующим, что "Сарагоса", борющаяся за сохранение места в Примере, выполнит задачу, ибо "вопрос уже решен".
Через три дня "Маньос" в рамках последнего тура национального чемпионата отправились на выездной поединок против "Леванте", а букмекеры не выводили этот матч на линию, поскольку фигурировало слишком много слухов на счет того, что это будет типичный "портфельный бой". То есть, команда, которой уже ничего не нужно, сдаст матч коллективу, которому победа как раз очень нужна.
Так все и вышло: "Сарагоса" победила со счетом 2:1 в весьма и весьма странной игре – странной потому, что футболисты "Леванте" явно отбывали на поле номер.
Позже аудиторская проверка выяснит, что игроки "Сарагосы" за неделю до выезда в Валенсию получили неожиданную премию в общем размере 965.000 евро. За что – непонятно. Дальнейшая технология проста донельзя: игроки обналичивали деньги и отдавали купюры президенту, а он, в свою очередь, "занес портфель" коллеге из "Леванте".
Капитан "Сарагосы" Габи признался, что получил премию в размере 85.000 евро, после чего "сделал то, о чем меня просили". Испанская прокуратура не наказала Габи, забившего два мяча в ворота "Леванте": за сотрудничество со следствием и за то, что в его действиях не наличествовало личного интереса, ибо Габи к тому времени уже подписал контракт с мадридским "Атлетико", в который и перешел летом 2011-го года.
Вскоре оказалось, что президент попросту обносит клубную казну – например, его фирма должна была перестроить спортивный городок и возвести вокруг развитую инфраструктуру за 14 миллионов евро. Но из казны на этот проект ушло куда больше: 32 миллиона евро. В начале десятых долги "Сарагосы" составляли мрачные 130 миллионов евро, а болельщики приносили на стадион "Ромареда" плакаты с надписью "Zaragoza – si! Agapito – no!" ("Сарагоса" - да, Агапито – нет!).
В 2012-ом году Иглесиас покинул пост президента "Сарагосы" и начал искать, кому бы продать безденежный клуб, находящийся на грани банкротства. Команду спасла специально созданная организация Fundación Zaragoza 2032, куда вошли видные арагонские бизнесмены.
Fundación Zaragoza 2032 выкупила 72% акций "Маньос", а также полностью поменяла совет директоров клуба и его топ-менеджеров – короче, изо всех сил работала метлой, вычищая грязные следы Агапито и компании. Платеж по долгу в 130 миллионов растянули на 8 лет: помогли арагонские банки.
Перерождение
После Агапито команду ждал долгий и мучительный процесс выздоровления. В период с 2013-го по 2019-й годы "Сарагоса" не потратила на трансферном рынке и миллиона евро – давил платеж по долгам, лишних денег не было вообще.
В конце 2018-го года в команду вернулся тренер Виктор Фернандес, тот самый создатель удивительной "Сарагосы" девяностых – с ее атакующим футболом и Кубком кубков. Именно под знаменитого наставника, многими почитаемого в качестве лучшего в истории арагонцев, прошлым летом клуб сделал два знаковых усиления. За 3 млн евро приобрели Синдзи Кагаву из дортмундской "Боруссии", а за 450.000 евро купили центрального защитника Пичу Атиенсу из "Нумансии".
При этом главными креаторами "Сарагосы" (а это важно, ибо Виктор Фернандес играет только в доминирующий футбол) выступают исполнители, чьи имена напоминают звезд "Барселоны" и "Реала" разных лет. Впереди феерит 22-летний колумбиец Луис Суарес, забивший в чемпионате 19 мячей, а из глубины ему помогает 23-летний хавбек Гути, похожий на свой мадридский прототип и неумением сдерживать эмоции: 10 желтых карточек, 1 красная.
"Маньос" выделяются тем, что активно используют финальную треть поля – по данному показателю арагонцы сильно и стильно отличаются от большинства коллективов, представляющих испанскую Сегунду. О том, что футбол бывает только атакующим, 30-летний Виктор Фернандес заявил еще в 1991-ом году, когда впервые возглавил команду.
Сейчас ему 59.
Пока еще неизвестно, сможет ли "Сарагоса" пробиться в Примеру, но, что существенно радует, это будет уже сугубо спортивный вопрос.
А не "принцип портфелей", как в бесславные годы Агапито Иглесиаса.
Другие материалы Алекса Маннанова на СТАВКА TV:
Фото: Ole, Reuters.
Нет комментариев