В 90-е годы в европейских чемпионатах выступали десятки российских игроков. После успеха сборной Хиддинка на Евро-2008 отечественными футболистами закупились ведущие клубы Англии. В последнее время представительство России в топовых лигах стремится к нулю, а те немногие, кто выступает на высшем уровне, получают минимум игрового времени. В чем же причина такой ситуации и стоит ли в обозримом будущем ждать российских звездочек в Европе?
Содержание
На СТАВКА ТВ собрана актуальная подборка всех фрибетов без депозита, где можно сравнить предложения разных букмекеров. А если готов пополнить счёт на 500 рублей, стоит рассмотреть фрибет Винлайн на 3000 рублей — это одно из лучших условий для новых игроков.
Актуальный список российских футболистов за рубежом в сезоне 2025/2026
В топовых европейских чемпионатах в текущем сезоне выступает только трое россиян. В лигах попроще представительство России гораздо шире. Если не учитывать постсоветские страны (Беларусь, Казахстан, Армению и другие) и совсем слабые чемпионаты, то упоминания заслуживают 20 российских легионеров, играющих в Европе.
Франция
- Александр Головин, «Монако»
- Матвей Сафонов, ПСЖ
Испания
- Арсен Захарян, «Реал Сосьедад»
- Николай Обольский, «Кордова»
Германия
- Леон Классен, «Дармштадт»
Португалия
- Иван Злобин, «Фамаликан»
Бельгия
- Роман Нойштедтер, «Вестерло»
Австрия
- Даниил Худяков, «Штурм»
Греция
- Магомед Оздоев, ПАОК
- Федор Чалов, ПАОК
- Юрий Лодыгин, «Левадиакос»
- Игорь Калинин, «Пансерраикос»
Турция
- Георгий Джикия, «Антальяспор»
- Герман Онугха, «Кайсериспор»
Норвегия
- Никита Хайкин, «Буде/ Глимт»
Сербия
- Егор Пруцев, ОФК
Финляндия
- Евгений Башкиров, «Гнистан»
Кипр
- Александр Кокорин, «Арис»
Словения
- Никита Иосифов, «Целе»
Черногория
- Илья Сериков, «Будочность»
Почему россияне не нужны европейским клубам?
Представительство российских игроков в топовых чемпионатах минимально, а если брать игровое время в этом сезоне, ситуация выглядит печально. В прошлом сезоне Сафонов оказывал конкуренцию Доннарумме, регулярно получая игровую практику (всего 17 матчей) не только в Кубке Франции, но также в Лиге чемпионов и Лиге 1. После ухода итальянца и покупки Люки Шевалье россиянин прописался на скамейке запасных и пока ни разу не выходил на поле. Неудивительно, что на этом фоне пошли разговоры о скорой смене клуба.

У Головина во Франции другая проблема – слишком частые травмы. Лучший российский легионер последнего десятилетия в этом году вновь испытывает проблемы со здоровьем. Из-за разрыва мышцы он нормально не играл с февраля. Очередное повреждение настигло его на старте нового сезона: после трех туров он не выходил на поле в связи с травмой подколенного сухожилия.
Похожая история у Захаряна, который почти полностью пропустил предыдущий сезон. Этой осенью он изредка мелькает в «Реале Сосьедаде», большую часть встреч проводя на скамейке. Пока на его счету за девять туров Ла Лиги всего три выхода на замену.
Нет однозначного ответа, почему у россиян не получается проявить себя на высшем уровне. К текущему положению привел комплекс причин, в котором можно выделить четыре пункта.
Геополитический фактор
После 2022 года российским футболистам объективно сложнее стало уезжать в Европу. Три года назад, например, по этой причине сорвался трансфер Захаряна в «Челси». Очереди из клубов топовых лиг за россиянами не выстраивалось и раньше, а после введения ряда санкций и проблем с переводом денег в Россию трансферы из РПЛ осуществлять стало еще сложнее.
В АПЛ, где в конце нулевых выступали Смертин, Аршавин, Жирков, Павлюченко, Билялетдинов и Погребняк, теперь вход представителям России фактически закрыт. Переходы в Италию или Германию осуществить немногим легче. С момента отстранения российского футбола от международных соревнований в топ-лиги сумело перебраться считанное количество игроков: Захарян – в Испанию, Сафонов и Кузяев – во Францию.
Спортивный фактор
Главным препятствием сейчас, как и в более спокойные времена, остается уровень российских футболистов. В топовых чемпионатах конкуренция за место на поле намного выше, чем в РПЛ, падение общего уровня которой отмечается в последние годы. Раньше россияне имели возможность проявить себя в официальных матчах сборной и еврокубках: так в Европу за серьезные деньги отправлялись Головин и Алексей Миранчук. Успех на Евро-2008 дал путевку в Европу целому поколению. В условиях изоляции трансферы в серьезные лиги и тем более топ-клубы воспринимаются как настоящее чудо, каковым можно считать переход Сафонова в ПСЖ.

Для большинства европейских клубов и их болельщиков россияне остаются ноунеймами, а сами отечественные игроки не готовы строить карьеру за границей пошагово: сначала переход в чемпионат попроще (Португалия, Нидерланды, Бельгия, Австрия) или средненький клуб топ-лиги, а уже потом трансфер в более серьезную команду. В свое время по такому пути прошли многие нынешние звезды, включая Холанда, Дьокереша, Собослаи или Шешко. Многие российские игроки думают, что завтра за ними должна прийти «Барселона» и «Бавария», не понимая, что для попадания в такие клубы нужен трамплин в виде клуба из не топ-5 чемпионатов Европы.
Финансовый фактор
Настоящий бум российских легионеров в Европе пришелся на 90-е. Этот феномен в первую очередь объяснялся экономической ситуацией в стране. После развала СССР клубы были не в состоянии предложить лучшим игрокам достойные деньги. В итоге за границу хлынули десятки качественных игроков, в том числе в топ-клубы: Андрей Канчельскис выступал за МЮ, Игорь Шалимов – за «Интер», Игорь Корнеев – за «Барселону».
Ситуация стала меняться в начале нулевых. Сейчас в российских клубах по-прежнему высокие зарплаты даже по европейским меркам, если не брать в расчет топ-команды. «Зенит», «Спартак», «Краснодар», ЦСКА и «Динамо» вполне могут конкурировать в этом плане с середняками Испании или Италии. Поэтому тот же Дмитрий Баринов при наличии предложения от «Алавеса» на 700 тысяч евро в год не спешит уходить из «Локомотива», где он получает вдвое больше. Игроки класса Баринова, Данила Глебова, Андрея Мостового или Игоря Дивеева могли бы заинтересовать клубы из второй половины таблицы той же Ла Лиги, но они точно не готовы платить те же деньги, которые эти футболисты зарабатывают в России.

Среди игроков РПЛ мало романтиков вроде Кузяева, Антона Миранчука или Фёдора Чалова, готовых пожертвовать гораздо более выгодными контрактами в России, ради европейской мечты. Получается замкнутый круг. Одни не готовы предложить зарплаты, к которым привыкли россияне дома, а те, в свою очередь, не горят покидать насиженные места. Пример упомянутой троицы точно не добавляет желания бежать за мечтой: россияне после переезда во Францию, Швейцарию и Грецию, мягко говоря, зажечь так и не смогли.
Адаптационный фактор
Уровень нагрузок в РПЛ и ведущих чемпионатах несоизмерим. Самый яркий пример — ситуация с Захаряном, который до переезда в Испанию не отличался повышенной травматичностью. Столкнувшись с другим уровнем интенсивности, россиянин стал регулярно ломаться. Можно вспомнить, как долго пришлось адаптироваться в «Аталанте» бывшей звезде «Локомотива» Алексею Миранчуку. Играющий уже более семи лет во Франции Головин подробно объяснил разницу между российским и иностранным подходом:
«Здесь ты никогда не получишь мяч один, на тебя сразу кто-то побежит. В этом и есть интенсивность. Быстрота принятия решения. Тебе гораздо тяжелее. Тебе нужно на все реагировать и думать быстрее. Каждый бьется за свою позицию. Ты сам на этом фоне растешь, потому что ты хочешь играть. Все бьются, на максимум работают. Нельзя сказать, что в России не бьются. Но не грызут поле».
Взгляд в будущее
Для появления россиян в ведущих лигах должно совпасть сразу несколько факторов. Изменение политической ситуации – только один из них. Главное же – это наличие игроков, готовых к переезду физически и ментально. Плюс к этому в них должны быть заинтересованы клубы, способные заплатить приличные деньги.

Главными проспектами в РПЛ прямо сейчас являются две восходящие звезды – Алексей Батраков («Локомотив») и Матвей Кисляк (ЦСКА). За обоими уже внимательно следят в Европе. Стремительно прогрессирующий хавбек «Локо» привлек внимание нескольких топов, включая «Барселону», «Интер» и «Атлетико». Но от попадания в лонг-лист до реального предложения очень большой путь. Со следующего лета у Батракова в силу вступает пункт об отступных для европейских клубов в размере 20 млн евро. Далеко не факт, что кто-то решится платить такие деньги за парня из средней по уровню лиги. С другой стороны, пример Сафонова показывает, что даже топы могут раскошелиться на игрока РПЛ.
Минувшим летом Кисляка был готов купить «Фенербахче», но амбиции самого Матвея простираются гораздо дальше Турции. К тому же в ЦСКА разговоры о продаже своего главного актива готовы начинать с цифры в €30 млн. За те же деньги клуб в свое время продавал Головина, но тот к моменту трансфера успел проявить себя в Лиге чемпионов и на чемпионате мира. Достоинства Кисляка в нынешних реалиях проверить на том же уровне не представляется возможным.
О европейской карьере также задумывается Сергей Пиняев, в свое время стажировавшийся в МЮ. Желание попробовать свои силы на другом уровне есть у динамовца Константина Тюкавина и армейца Кирилла Глебова. Для следующего шага в карьере каждому из них нужно быть готовым выйти из зоны комфорта, заметно просесть в зарплате, а главное — найти в себе силы биться за место в составе при высочайшей конкуренции.
Другие интересные материалы о футболе:
Нет комментариев